Водный транспорт

Лепсе

Информация о судне указана на основании общедоступных источников и наблюдений пользователей сайта. Администрация сайта никак не связана с данными источниками и не несёт ответственности за эти сведения. Приведённая здесь информация может быть ошибочной или устаревшей.
РегистрацияПриписка
1992
РМРС  Мурманск
 РСССР  Мурманск

Класс:Перевозчики ядерного топлива
Место постройки:НГЗ им. 61 Коммунара (завод №445)   Николаев
Строительный №:6563
Построено:30.12.1961
Списано:14.09.2012
Утилизировано:12.2023
Приписка:Мурманск  
IMO:8884751
Регистрация:РМРС
Регистровый №:610900
Формула класса:КМ(*) Л3[2] АТО
Позывной:UPJW
Текущее состояние: Утилизирована в Мурманске (Россия) 
Валовая вместимость: 4178 т
Водоизмещение 5600 т

Заложен в 1934 году под строительным номером 210. Первоначальный проект предполагал строительство транспортного судна. Однако, по прямому назначению судно никогда не использовалось: во время Великой Отечественной войны судно затопили, а после окончания войны – подняли с целью его достройки, но полностью восстановление не было завершено.
Судно было переоборудовано на Адмиралтейском заводе в Ленинграде и в декабре 1961 года принято ММП в эксплуатацию в качестве плавучей базы для обслуживания атомных ледоколов. Заводской № 6563. «Лепсе» оборудовано специальным хранилищем ОЯТ, цистернами для сбора и временного хранения ЖРО и производственными помещениями для проведения технологических операций с реакторным оборудованием.
С 1963 по 1981 г птб «Лепсе» обеспечила обслуживание ЯЭУ атомных ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь»: выгрузка и хранение ОЯТ, загрузка свежих ТВС, прием и хранение радиоактивных отходов. С приходом в Мурманск птб «Имандра» (1981 г.)

«Лепсе» стало использоваться только для временного хранения ОЯТ, РАО, технологического оборудования и выполнения операций по сбросу РАО в море.
В период 1964-86 гг. птб выполняла рейсы по транспортировке РАО к местам затопления:
-Карское море и заливы архипелага Новая Земля- ТРО (в металлических контейнерах) и радиоактивно загрязненное оборудование;
-Баренцево море — ЖРО.

После аварии на одном из трех реакторов «Ленина» несколько сот урановых тепловыделяющих элементов были размещены в одном из отсеков «Лепсе». Из-за высокого уровня радиации отсек был залит цементом, превратившись в своего рода саркофаг. Из-за цемента судно стало тяжелее и менее остойчивым в море. В 1984 году судно отправилось в свой последний рейс и в Карском море попало в сильный шторм. Радиоактивная вода выплеснулась в помещение хранилища, и потом его не удалось полностью дезактивировать. С тех пор уровни радиации во всех помещениях «Лепсе» остаются высокими, что мешает его утилизации. С конца 1980-х годов «Лепсе» стояло у причала, представляя собой все большую потенциальную ядерную и радиационную угрозу. Уровень радиации на борту был по-прежнему высок и единственным быстрым способом решить проблему, который тогда обсуждался, было отбуксировать судно к восточному побережью Новой Земли и затопить его там. Аналогично тому как советский ВМФ поступил с несколькими радиационно-опасными реакторными отсеками подводных лодок. Но вариант с затоплением судна не устраивал Андрея Золоткова, инженера ремонтно-технологического предприятия «Атомфлот», где было ошвартовано «Лепсе». Будучи депутатом Верховного Совета СССР, в 1991 году Золотков обнародовал информацию о местах захоронения твердых и жидких ядерных отходов ледоколов в Карском море. Он знал, что с радиоактивными отходами можно обходиться лучше. Объединившись с норвежской экологической организацией «Беллона», Андрей Золотков и руководство «Атомфлота» стали искать способы безопасного извлечения отработанного ядерного топлива. В Мурманск прилетели политики, эксперты и финансисты. Было предложено несколько вариантов. ЕС предоставил деньги.

В 1988 г. «Лепсе» выведена из эксплуатации, а в 1990 г. переведена в категорию «судно в отстое». В 1993 году был огорожен причал, у которого стояло «Лепсе», и установлены знаки радиационной опасности. Это судно называли в Мурманске российским «плавучим Чернобылем». Летом 1999 г. птб прошла докование на СРЗ «Нерпа» (г. Снежногорск, Мурманская область). Были проведены работы по подготовке к дальнейшему безопасному нахождению судна на плаву сроком не менее 10 лет. В 2011 году были выделены деньги на проект утилизации судна и 14 сентября 2012 году судно отбуксировано к судоразделочному заводу. Кормовая часть «Лепсе» надежно спрятана в специальную упаковку и размещена в пункте долговременного хранения в Сайда-губе.

Теперь должны начаться работы на более опасной носовой оконечности судна. Сложность заключается в том, что никто не знает, в каком состоянии находятся урановые топливные сборки. Всего их 638, и несколько десятков из них серьезно повреждены. Если что-то пойдет не так, результатом может быть катастрофа – может начаться цепная реакция. Истинное положение дел будет понятно только после вскрытия цемента. Для этого вокруг носовой оконечности судна строится специальное укрытие, чтобы можно было начать извлечение отработанных высокорадиоактивных топливных элементов. Это самый сложный и потенциально самый опасный этап утилизации, начало которого ожидается в 2018 году, по сообщениям Информационного агентства «Российское атомное сообщество». Для минимизации риска решено не пытаться извлечь топливные сборки отдельно, а вырезать их вместе с пеналами, в которых они находятся, уточнил в интервью Золотков.

Для Северо-Западного региона России больше не представляет угрозы 639 отработавших тепловыделяющих сборок, содержащих ядерные материалы, находившихся на плавучей технической базе «Лепсе». Об этом говорилось 26 июня 2017 года в Мурманске в ходе заседания Ядерного операционного комитета (ЯОК) экологического партнерства «Северное измерение» (ЭПСИ), в рамках которого осуществляется финансирование за счет средств Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) ряда проектов по решению проблем «ядерного наследия» в Северо-Западном регионе России, сообщает пресс-служба Федерального центра ядерной и радиационной безопасности (АО ФЦЯРБ) Госкорпорации «Росатом» (АО ФЦЯРБ).



Нет фотографий за этот период
Приписка:Мурманск  
Регистрация:РМРС
Регистровый №:610900
Позывной:UPJW
Изменены учётные данные
1992 г.
Приписка:Мурманск  
Регистрация:РСССР
Регистровый №:М-26149
Позывной:UPIW
Показать все данные

Нет фотографий за этот период
Формула класса:КМ(*) Л3[2] АТО
Изменены учётные данные
1975 г.
Формула класса:Л*Р4/1С *РСМ
Показать все данные

Нет фотографий за этот период
Изменены учётные данные
Декабрь 1961 г.
Показать все данные

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.