Водный транспорт

ФГУП «Калининградский морской рыбный порт»

К списку владельцев и операторов
 Калининград ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» с 12.1991
 Калининград Калининградский морской рыбный порт Калининградского ПОРП, ВРПО Запрыба 31.21.1976 — 12.1991
 Калининград Калининградский морской рыбный порт Калининградского ПУРП, Гос.произв.комитета по РХ СССР 18.06.1964 — 31.21.1976
 Калининград Калининградский морской рыбный порт Калининградского ПУРП, Запрыба СМ Лат.ССР 01.10.1962 — 18.06.1964
 Калининград Калининградский морской рыбный порт Балтгосрыбтреста Калининградского СНХ 12.06.1957 — 01.10.1962
 Калининград Калининградский морской рыбный порт Балтгосрыбтреста МРП СССР до 12.06.1957
До 1945 г. рыбная промышленность Северо-Западных районов развивалась на освоении небогатой рыбными запасами восточной части Балтийского бассейна. После окончания Великой Отечественной войны и создания Калининградской области на территории северной части Восточной Пруссии страна получила возможность использовать промысловые районы западной части Балтики и огромные запасы рыбы Северного моря. Освоение новых районов промысла на Южной Балтике вызвало необходимость строительства портовой базы по приему и переработке рыбопродукции, обслуживанию и снабжению промыслового и транспортного флота. Летом 1945 г. была проделана работа по выбору месторасположения рыбного порта на Балтийском побережье. В результате проведенных исследований и анализа перспектив развития рыбной отрасли в регионе было принято решение об организации Кенигсбергского морского рыбного порта.

Постановлением Совета министров СССР от 16 марта 1947 г. № 569, решением Калининградского облисполкома от 30 мая 1947 г. № 3 для строительства рыбного порта отведена территория и акватория, принадлежащие ранее Калининградскому морскому торговому порту. Калининградский морской рыбный порт был образован несколько месяцев спустя на основании постановления Совета министров СССР от 21 июля 1947 г. № 2614. Начальником порта назначен т. Евдокимов. Согласно акта от 1 сентября 1947 г. и последующих актов приема-передачи рыбному порту переданы акватория бывшей Лесной гавани и прилегающая к ней территория, производственные помещения, жилой фонд и портовые сооружения. Калининградский морской рыбный порт был отнесен ко II разряду (годовой грузооборот от 75 до 150 тыс. тонн). Он находился в непосредственном подчинении Балтийского Государственного рыбопромышленного треста (Балтгосрыбтреста) Министерства рыбной промышленности СССР. В своей деятельности руководствовался «Положением о работе порта», утвержденным в мае 1949 г. Основные задачи порта – содействие выполнению производственных планов судами флота Балтгосрыбтреста, своевременная и всесторонняя готовность порта и портового хозяйства к работе для нужд народного хозяйства, строительство и ремонт портового оборудования, зданий и сооружений, организация грузовых морских операций и внутрипортовых перевозок.

Самостоятельную обработку судов рыбный порт начал в 1949 г. на базе временных мелководных причалов, длина которых не превышала 90 метров. Крупнотоннажные суда обслуживались на арендованных у торгового порта глубоководных причалах. Плата за аренду была высокая, что приводило к высокой себестоимости рыбопродукции. Обработку судов экспедиционного флота вплоть до 1953 г. производил торговый порт на своих причалах. Увеличение объемов добычи рыбы, численности рыбодобывающего и транспортного флота вызвали необходимость строительства новых портовых объектов: набережных, причалов, холодильника, главного производственного корпуса, радиоцентра, здания управления и т.д. В связи с возникшими разногласиями по поводу границ, отсутствием проектной документации, недостаточным финансированием строительство порта затягивалось. Лишь в декабре 1955 г. решением Калининградского горисполкома №334 окончательно установлены границы территории порта.

В соответствии с приказами Министерства рыбной промышленности СССР от 24 ноября 1955 г., Балтгосрыбтреста от 26 декабря 1955 г. № 465 в состав Калининградского морского рыбного порта вошел Пионерский порт-пункт, ранее находившийся в ведении Управления тралового флота. Материально-техническая база Калининградского рыбного порта в 1955 г. представляла собой следующее: трофейный железобетонный причал, оборудованный двумя кранами; временный деревянный соляной причал; судоремонтный причал на сваях; деревянный склад; портовый флот численностью в 29 единиц. Основной грузооборот этого времени составлял 75 тыс. тонн в год. Причем, это была не только рыбопродукция, но и соль, уголь, нефтепродукты, консервная тара. Ввод в эксплуатацию глубоководных причальных линий в 1956-1958 гг. дал возможность базирования флота непосредственно в порту. Однако темпы обработки судов сдерживала слабая механизация погрузочно-разгрузочных работ. Только с 1956 г. порт стал получать прибыль от производственно-хозяйственной деятельности, но она незначительно перекрывала запланированные затраты, поэтому в рыбной отрасли данный порт значился еще как планово-убыточный. Наибольший размах строительства порт достиг в 1964-1968 гг.: проведены сложные дноуглубительные работы, построены главный производственный корпус, нефтебаза, электрорадионавигационная камера, холодильники, котельная, депо для автопогрузчиков. В этот же период смонтированы и введены в эксплуатацию портальные краны, парк малой механизации пополнился автопогрузчиками, тракторами и другой техникой. Порт активно участвовал в обработке судов Северо-Атлантической, Исландской, Североморской, Антарктической экспедиций. Быстрое освоение новых промысловых районов и увеличение объемов добычи рыбы, внедрение новых технологий обработки судов, улучшение организации труда, использование техники дало возможность порту обслуживать не только флот рыбной промышленности, но и береговые рыбообрабатывающие и судоремонтные предприятия. В 1967 г. грузооборот достиг 1494 тыс. тонн, и порт был отнесен к I разряду. К 1970 г. было завершено строительство главных объектов. Порт быстро осваивал производственные мощности, успешно справлялся с плановыми заданиями и вышел в число передовых предприятий рыбной промышленности.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1971 г. Калининградский морской рыбный порт за досрочное выполнение пятилетнего плана, внедрение механизации погрузочно-разгрузочных работ и прогрессивных методов обработки судов награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В связи с реорганизациями управления народным хозяйством страны порт менял свою подчиненность. Так, с 12 июня 1957 г. он находился в ведении – Балтрыбтреста Калининградского Совнархоза, с 1 октября 1962 г. – Калининградского производственного управления рыбной промышленности (КПУРП) Главного управления рыбной промышленности Западного бассейна (Запрыба, Рига), с 18 июня 1964 г. – КПУРПа Государственного производственного комитета по рыбному хозяйству СССР, с 31 декабря 1976 г. – Калининградского производственного объединения рыбной промышленности ПО «Калининградрыбпром» (КПОРП) Всесоюзного рыбопромышленного объединения Западного бассейна.

К концу 1980-х – началу 1990-х гг. Калининградский морской рыбный порт являлся крупнейшим водно-транспортным узлом Западного бассейна. Океанические суда, базировавшиеся в рыбном порту, осуществляли рыбный промысел, транспортные перевозки в районах Северо-Восточной, Северо-Западной Атлантики, в водах Антарктики, Балтийского и Северного морей и т.д.

Занимая выгодное географическое положение и являясь незамерзающим, порт осуществлял материально-техническое снабжение районов промысла круглый год. В настоящее время Калининградский морской рыбный порт остается одним из немногих предприятий рыбопромышленного комплекса области, имеющих государственную форму собственности. Ныне — это Государственное унитарное федеральное предприятие.

https://www.kmrp.ru

Суда, для которых организация является владельцем (35)
Суда, для которых организация является оператором (37)

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.