Водный транспорт

Калининградская база океанического рыболовного флота Калининградского ПУРП, МРХ СССР

К списку владельцев и операторов
 Калининград Калининградская база океанического рыболовного флота Калининградского ПУРП, МРХ СССР с 01.08.1963
 Калининград Управление экспедиционного лова Балтгосрыбтреста МРП СССР до 01.08.1963
В 1948 г. Балтгосрыбтрест снарядил первую сельдяную экспедицию в Северное море. Группа судов в составе трех парусно-моторных шхун, СРТ и РТ, во главе с плавбазой "Тунгус" отправилась в район Исландии. Капитанами были назначены опытные офицеры военно-морского флота. Основными промысловыми орудиями были простые сети. Компасы использовались только магнитные. Поисковой аппаратуры и даже эхолотов на судах не было. Пользовались термометром — с его помощью находили участок перепада температур, на границе которого метали сети. 25-30 сетей скрепляли общей снастью, называемой "вожак". А весь этот набор назывался "порядок". Его выметывали поперек хода косяка сельди. При этом всему учились в ходе промысла, как на промахах, так и на удачных примерах. Выметывали сети, как говорили в то время, по наитию. При этом не забывали и пошутить: "запомни примету — рыба водится преимущественно в воде".

Приобретенный за время первой экспедиции опыт позволил расширить промысел. Приказом по Балтгосрыбтресту от 8 октября 1949 г. N№ 211 создается Управление экспедиционного лова (УЭЛ) с флотилией из 14 сейнеров и 14 средних рыболовных траулеров (СРТ) и плавбаза "Тунгус". Четырехмесячные экспедиции тщательно готовились: комплектовались экипажи, производился ремонт и подготовка относительно небольших судов к длительной работе в открытом море, готовилось промысловое снаряжение, заготавливалось продовольствие. Холодильников на малых судах в то время еще не было, и мясо полутушами подвешивали на вантах, так оно сохранялось довольно длительное время. Из 10-15 промысловых судов формировался отряд, флагманом которого назначался один из опытных капитанов. Весь отряд уходил в экспедицию одновременно. "Тунгус" как флагманская плавбаза приходила в район Исландии или чаще всего выбирала место якорной стоянки в районе Фарерских островов. Первым начальником управления стал А. Попов.

Перспективы развития промысла требовали новые кадры, в первую очередь судоводителей. В 1948 г. в Мамоново были открыты курсы усовершенствования кадров командного плавсостава (КУККПС). На учебу пришли демобилизованные офицеры и матросы военно-морского флота, а также военнослужащие, уволенные из сухопутных частей. В пятидесятые годы многие из них стали известными капитанами УЭЛ. Это бывший офицер-подводник Дмитрий Камкин, Дмитрий Головатюк, Василий Линев, Федор Мельников, Марк Мордыхаев, потомственный рыбак Василий Быков. Все они прошли мамоновскую "академию" — так в шутку называли тогда курсы усовершенствования плавсостава. За трудовые подвиги многие рыбаки управления экспедиционного лова были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Долгое время УЭЛ было одной из ведущих рыбацких организаций Калининградской области. В первые годы своей деятельности оно давало до 50% средств городского бюджета. С 1950 г. на протяжении многих лет бессменным начальником УЭЛ оставался легендарный Николай Иванович Студенецкий. К концу 1959 г. УЭЛ имело в своем составе уже 165 единиц СРТ, 15 плавбаз, собственные танкеры и спасательные буксиры. Промфлот УЭЛ первым освоил районы Большой Ньюфаундлендской банки и банки Джорджии, начал вылов сардины в районе островов Зеленого мыса. В составе этой экспедиции были первый БМРТ "Казань" и три СРТ. Расширение промысловых зон, увеличение численности флота потребовали своевременной перестройки управленческих структур. УЭЛ фактически стало родоначальником многих рыбодобывающих организаций. С появлением крупнотоннажных промысловых судов типа БМРТ было образовано управление рефрижераторного флота "Запрыбхолодфлот".

В августе 1963 г. УЭЛ переименовано в Калининградскую базу океанического рыболовного флота.

Калининградская база океанического рыболовного флота существовала до 25 декабря 1969 г. Функции ликвидированной базы, переданы Калининградской базе тралового флота.

Суда, для которых организация является владельцем (52)
Суда, для которых организация является оператором (40)

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.