Водный транспорт

Проект 58, тип Грозный


Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого проекта
 
 
 

К началу 50-х годов ХХ века в нашей стране развитие управляемого ракетного оружия встало на достаточно прочную научно-промышленную основу. Появились образцы ракетных комплексов, в принципе позволявших реализовать упомянутую концепцию. В тот же период на судостроительных заводах осуществлялось строительство эскадренных миноносцев проекта 56, последних "чисто" торпедно-артиллерийских эсминцев нашего флота, признанных впоследствии за рубежом одними из удачных кораблей этого класса. За основу проекта специального ракетного корабля был принят эсминец проекта 56 с сохранением корпуса и энергетической установки. Новый проект, по которому достраивались уже заложенные эсминцы, получил номер 56ЭМ и заложенные по откорректированному проекту 56М. В это же время завершилось проектирование кораблей уже полностью специального проекта 57бис. Корабли указанных проектов имели на вооружение ПКР типа КСЩ при традиционном остальном вооружении.

Новый проект эскадренного миноносца с управляемым реактивным оружием (так раньше назывались управляемые ракеты) нового поколения начался разработкой в 1956 году. 6 декабря того же года Главнокомандующий ВМФ адмирал С.Г.Горшков утвердил согласованное с Минсудпромом тактико-техническое задание на разработку эскизного проекта нового эсминца, а несколько раньше — 16 и 24 октября того же года заместитель Главкома ВМФ соответственно утвердил согласованные с Минсудпромом, Минавиапромом, Миноборонпромом и Минобщемашем ТТЗ на разработку комплексов зенитного управляемого реактивного оружия ближнего действия (впоследствии ЗРК М-1 «Волна») и ударного реактивного оружия (впоследствии ПКР П-35). Таким образом, разработка проекта, получившего номер 58, велась практически синхронно с разработкой главного вооружения. Это обстоятельство предопределило относительно целенаправленную и почти «безпоисковую» разработку проекта, который изменялся от этапа к этапу в основном лишь в той степени, которая обуславливалась особенностями проектирования основных комплексов оружия.

Проектирование корабля было поручено ЦКБ-53, которое к тому времени окончательно специализировалось в качестве основного проектного бюро по крупным боевым надводным кораблям основных классов. Главным конструктором после долгого перерыва (с проекта 41) был вновь назначен В.А.Никитин, а группу наблюдения от ВМФ возглавил инженер-капитан 2 ранга П.М.Хохлов. Эскизный проект 58 был разработан в 1957 году. Управление кораблестроения ВМФ выдало заказ на разработку технического проекта, завершенного уже в марте 1958 года.

Головной эскадренный миноносец (получивший впоследствии название «Грозный») был заложен в Ленинграде 23 марта 1960 года, а в июне 1962 года корабль был предъявлен на государственные испытания. В ходе постройки была произведена окончательная классификация корабля, который до этого в официальных документах неопределённо именовался как «корабль с реактивным вооружением». Видимо сказывались оригинальные взгляды тогдашнего руководства страны на роль надводных кораблей с одной стороны, с другой — боязнь «дразнить гусей» применением традиционных терминов — крейсер, эсминец и т.п. Ситуация прояснилась к началу 1960-х годов и новый корабль уже уверенно причислили к классу крейсеров, подклассу «ракетный крейсер» — корабль 1 ранга. О предыдущем напоминало оставшееся миноносное название головного корабля и невиданная доселе смешанная крейсерско-миноносная организация и штатное расписание.

Являясь логическим продолжением сформировавшегося класса больших ракетных кораблей, предшественниками которых были эскадренные миноносцы, в качественном отношении проект 58 во многом был принципиально новым кораблём. На нём полностью отсутствовала конструктивная защита, поскольку считалось, что она всё равно не защищает от ПКР. В техническом проекте прорабатывалась противоосколочная защита погребов ЗУР, но была отвергнута по соображениям экономии весов. При заданном составе вооружения наилучшей формой корпуса была признана форма с длинным полубаком и небольшим подъёмом к форштевню. Корпус разделялся на 17 водонепроницаемых отсеков. Общее расположение корабля по сравнению с ранее построенными отличалось размещением комплекса ГКП в корпусе, отсутствием открытых боевых постов, сравнительно небольшим количеством надстроек. Надстройки изготовлялись из алюминиево-магниевых сплавов и частично из стали.

Основным оружием ракетного крейсера стал новый противокорабельный ракетный комплекс большой дальности с ПКР П-35. Комплекс включал собственно крылатые ракеты с дальностью стрельбы свыше 250 км, наводящуюся в вертикальной и горизонтальной плоскостях четырехконтейнерную пусковую установку, погреб запасных ракет и систему управления ракетами в полете «Бином». На самом крейсере было размещено два комплекса в носовой и кормовой части, что в принципе могло бы сформировать восьмиракетный залп. Однако система управления в основном режиме позволяла формировать только 4-х ракетный залп. Для стрельбы на максимальную дальность корабль должен был принимать целеуказание от внешних источников, в частности, от самолетов разведки и целеуказания типа Ту-95РЦ, для чего предполагалось установить специальную аппаратуру.

Определенным новшеством явилось размещение в носовой части зенитного ракетного комплекса М-1 «Волна» с двухбалочной наводящейся пусковой установкой, 16 зенитными ракетами и радиокомандной системой управления «Ятаган». Для борьбы с лёгкими надводными кораблями и для усиления средств ПВО на корме по линейно-возвышенной схеме были установлены две башенные двухорудийные автоматические 76-мм артустановки АК-726 с общей радиолокационной системой управления «Турель». Противолодочное вооружение крейсера включало два 533-мм трехтрубных торпедных аппарата с двухцелевыми (по подводным и надводным целям) торпедами и ставшие традиционными две 12-ствольные реактивные бомбомётные установки РБУ-6000. Система управления противолодочными торпедами «Зуммер» сопрягалась с СУ оружием ПЛО «Буря», управлявшей стрельбой реактивных бомбомётов.

Радиотехническое вооружение общего назначения составили две РЛС общего обнаружения «Ангара», навигационная РЛС «Дон», средства РЭБ «Краб-11» и «Краб-12», а также гидроакустическая станция «Геркулес-2М» с подкильной антенной. Изначально предполагалось разместить на кораблях пусковые устройства выстреливаемых помех Ф-82-Т в составе двух спаренных ПУ и общим боекомплектом 792 снаряда, но их так и не установили (а возможно и не создали). К моменту завершения постройки головного крейсера некоторые системы вооружения ещё не были разработаны. Самым неприятным было отсутствие системы «Успех-У», предназначенной для выдачи целеуказания комплексу П-35 от внешних источников, что позволило реализовать боевые возможности лишь частично, так как уверенно стрелять ракетами можно было лишь в пределах радиогоризонта.

В кормовой части корабля была оборудована взлётно-посадочная площадка для вертолёта разведки и целеуказания с системами его обеспечения и с подпалубным погребом вертолётного боезапаса. Вертолёт первоначально не предусматривался, поэтому уже в техническом проекте пришлось удлинить кормовую оконечность и фактически он принимался вперегруз и его базирование можно было считать чисто символическим.

Главная энергетическая установка крейсера оставалась традиционной котлотурбинной по проекту 56/57бис с эшелонированным размещением в двух машинно-котельных отделениях. Однако сами котлы были уже другие. Впервые на отечественных кораблях были установлены автоматизированные высоконапорные паровые котлы, что позволило повысить мощность полного хода на 25% по сравнению с силовой установкой кораблей проекта 57бис и обеспечить максимальную скорость хода более 34 узлов. Кроме этого, особые требования выдвигались по защите от оружия массового поражения и по снижению ФПК, в частности, теплового поля (температуру отходящих газов удалось снизить на 60%). В качестве ГТЗА на кораблях проекта 58 устанавливались турбины типа ТВ-12, отличавшиеся от предыдущих ТВ-8 большей агрегатной мощностью, меньшим на 35% удельным весом и большим на 2-4% КПД.

Необычное впечатление производила архитектура нового крейсера, доминирующее положение в которой занимали пирамидообразные четырехгранные мощные мачты-надстройки, унизанные большим количеством антенных постов весьма оригинальной конфигурации. Такое решение диктовалось потребностью выделения больших площадей и объемов для размещения аппаратуры радиоэлектронных средств, требованиями противоатомной защиты и, наконец, требованиями прочности подкреплений тяжелых антенн. Вместе с тем корабль сохранял изящный и стремительный силуэт, сочетавшийся с вполне оправданным названием «Грозный».

Создание подобного корабля, обладавшего при весьма скромном стандартном водоизмещении (4 330 тонн) очень развитой номенклатурой боевых средств и большой огневой мощью, явилось, без преувеличения, крупной победой отечественной конструкторской школы и всех создателей нового крейсера. Необходимо с гордостью подчеркнуть, что подобными кораблями в то время не располагал ни один флот в мире. Зарубежные специалисты с тех пор и по настоящее время не перестают отмечать, что характерным почерком в проектировании русских кораблей является их исключительно высокое насыщение огневыми комплексами и боевыми средствами в сочетании с великолепным дизайном.

За разработку и создание крейсера проекта 58 Правительство присудило Ленинскую премию но, как это нередко случалось, в списке удостоенных ею не оказалось ни Главного конструктора, ни фактического Главного наблюдающего ВМФ. В.А.Никитин после завершения основной творческой работы отправили на «заслуженный отдых», а П.М.Хохлов почти синхронно с ним был уволен в запас. Последние чертежи по кораблю в качестве Главного конструктора подписывали и А.Л.Фишер и В.Г.Королевич. Как бы там ни было ракетный крейсер проекта 58 стал «лебединой песней» выдающегося русского советского военного кораблестроителя Владимира Александровича Никитина, плодами труда которого воспользовались профессиональные «додельщики».

Эпоха научно-технической революции на флоте, которая знаменовала появление на свет новых ракетных крейсеров, сопровождалась не только качественными скачками и новыми достижениями, но и вполне понятными сегодня заблуждениями и ошибками. «Ракетная эйфория» 1950-х — начала 1960-х годов, то есть уверование чуть ли не в абсолютные и универсальные возможности ракетного оружия, охватила не только политиков, конструкторов и военное руководство, но и военных теоретиков. Ракетные крейсеры проекта 58 рассматривались крейсерами не только по названию, но и по сути боевого применения. Всерьёз предполагалось, что такие корабли способны самостоятельно, в одиночку, выходить на АУС противника и громить их авианосцы с недосягаемых ответным ударам дистанций неоднократными ракетными залпами. Зенитное ракетное оружие считалось чуть ли не гарантом боевой устойчивости от любых средств воздушного нападения.

В начале 60-х годов произошло смещение приоритетов в отечественном кораблестроении. В то время строительство надводных кораблей для нашего флота велось как бы по двум генеральным направлениям: «ударному» и «противолодочному». Развёртывание в США в 1960-х годах системы «Polaris», естественно, выдвигало задачу борьбы с ПЛАРБ вероятного противника на передний край. В этой связи даже далекие от военно-морского дела политические и государственные руководители термин «противолодочный» воспринимали с положительным пониманием, что почти заранее гарантировало «зеленую улицу» любой программе под девизом «противолодочная». Кроме того, сам проект 58 при бесспорных достоинствах имел и определенные недостатки: при слишком «зажатом» водоизмещении и размерениях не могли быть реализованы требования улучшения обитаемости личного состава (флот начинал «боевую службу»), усиления ПВО, повышения дальности плавания и автономности. Совершенствование ракетного оружия делало ненужным сложные и громоздкие поворотные пусковые установки. Практика показала, что их перезарядка — дело довольно трудоёмкое, длительное и непригодное для боевых условий. Временное базирование вертолёта на ВПП в жёстких морских условиях быстро выводило его из строя.
Таким образом, несмотря на первоначальные планы построить не менее 16 крейсеров данного проекта, фактически были построены только 4 корабля.

(по материалам сайта Russian-Ships.info)
Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого проекта

Таблица судов проекта

Сортировать по: Дате постройки  ·  Месту постройки  ·  Году и месту постройки  ·  Модификации  ·  Последнему названию  ·  Первому названию  ·  Редакторская сортировка

Стр. №ПостроеноСписаноНазваниеДатаПриписка
78030.12.196224.06.1991Грозный
1991
ВМФ СССР
????
????
????
????
1988
06.01.1984
1984
1983
1982
1981
1980
1975
1975
1973
1973
1971
1969
1969
1969
????
05.10.1966
78128.12.196430.06.1993Адмирал Фокин
26.07.1992
ВМФ России
11.05.1964
ВМФ СССР
Владивосток
31.10.1962
Стерегущий
78308.196505.1991Варяг
1990
ВМФ СССР
1990
1987
1985
1984
1982
1981
1976
1974
1968
1967
1966
23.09.1965
20.08.1965
31.10.1962
(СССР)
Сообразительный

Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого проекта
Сообщить о неточности в описании или названии типа/проекта


Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.