FleetPhoto

Volgo-Don River Shipping Co. JSC

To the list of owners and managers
 Rostov-on-Don Volgo-Don River Shipping Co. JSC since 01.1992
 Ростов-на-Дону Volgo-Don River Shipping Co. 09.1990 — 01.1992
 Ростов-на-Дону Volgo-Don river shipping company 06.1956 — 09.1990
 Ростов-на-Дону Volgo-Don river shipping company 08.1954 — 06.1956
 Ростов-на-Дону Volgo-Don river shipping company 03.1953 — 08.1954
 Ростов-на-Дону Volgo-Don river shipping company 04.1952 — 03.1953
 Ростов-на-Дону Don river shipping company 10.1947 — 04.1952
 Ростов-на-Дону Don-Kuban river shipping company 03.1946 — 10.1947
 Ростов-на-Дону Don-Kuban river shipping company 04.1939 — 03.1946
 Ростов-на-Дону Don-Kuban river shipping company 03.1934 — 04.1939
 Ростов-на-Дону Доно-Кубанское государственное речное пароходство before 03.1934
Волго-Донское речное пароходство — одно из крупнейших в СССР речных пароходств, занимавшихся грузоперевозками как по внутренним водным путям, так и смешанными перевозками «река-море», имевшее в своей структуре несколько судостроительных и судоремонтных заводов, баз обслуживания флота и портовых комплексов на реке Дон.

История пароходства началась 5 февраля 1918 года, когда был подписан декрет Совета народных коммисаров «О национализации флота». Но начавшаяся гражданская война помешала его реализации. 23 января 1920 года в соответствии с Декретом СНК весь оставшийся флот на Дону был национализирован.

В 2010 году произошла реорганизация ОАО "Волго-Донское пароходство" в форме присоединения к ОАО "Азово-Донское пароходство".

List of vessels owned by this entity (1726)
List of vessels managed by this entity (40)

Comments · 3

02.12.2024 10:27 MSK
Link
PavelPilecki · Voronezh
No photos
Афанасьев в книге по истории Верхнего Дона НЕ подтверждает идею о непрерывном существовании донского пароходства (как юридического лица) во время войны:
ГП «Доно-Кубанское речное пароходство НКРФ СССР» 04.1939 — 03.1946

Документальной хронологии у Афанасьева нет, но общая логика понятая. Примерно в середине августа 1942 года были организованно затоплены последние суда довоенного пароходства. После этого пароходство фактически прекратило деятельность. Все работники пароходства, которые имели бронь от призыва, были организовано направлены в другие пароходства. Если работник отказывался от перевода в другое пароходство, то он терял бронь и подлежал призыву на общих основаниях. То есть фактически к концу августа у бывшего пароходства не осталось ни флота, ни работников. Далеко не все судоходные пути донского бассейна были оккупированы. Вообще не попал в оккупацию бассейн Хопра, также под контролем Красной Армии остались Воронеж (примерно выше Чертовицкое) и Дон (примерно выше Хлевное). Но осенью 1942 года судоходства на этих участках скорее всего не было.

По всей вероятно, довоенное донское пароходство в августе 1942 года также было ликвидировано юридически. Это можно проверить по биографии известного речника Владимира Александровича Савельева. До войны он был начальником Южного Центрального Управления речного флота, летом 1942 года стал Уполномоченным Народного Комиссариата Речного флота на Дону, а в августе 1942 года стал руководителем Центрального Военно-Восстановительного Управления. Это было управление при Наркомате речного флота, но военизированное.

После окончания оккупации восстановление шло на базе Центрального Военно-Восстановительного Управления. В Ростове было создано Доно-Кубанское Военно-Восстановительное Управление, а на Верхнем Дону 4-й военно-восстановительный отряд. Навигация 1943 года была сильно военизированная, в 1944 начался переход к обычной работе. Но окончательно на гражданскую организацию работы перешлю только в 1945 году.
0
+0 / –0
02.12.2024 13:34 MSK
Link
No photos · Database Editor
Цитата (PavelPilecki, 02.12.2024):
> По всей вероятно, довоенное донское пароходство в августе 1942 года также было ликвидировано юридически.

Утверждение о ликвидации пароходства под большим вопросом. Как правило, "костяк" управления пароходства (высшие должностные лица, бухгалтерия, архив) организованно эвакуировали в тыл, по возможности. С сохранением формально деятельности в ограниченном составе. На должностях могли меняться люди или совмещать на местах в эвакуации по необходимости. Можно попробовать проверить по фондам пароходства в центральных архивах.
+1
+1 / –0
04.12.2024 16:24 MSK
Link
PavelPilecki · Voronezh
No photos
Историю пароходства надо изучать документально, я согласен с этим. Но краеведческая информация за то, что была полная ликвидация довоенного пароходства. Вот цитаты из Афанасьева:
«Село А. Донская. Буксирный винтовой газоход №20 (50 л.с.). Взорван, затоплен. На берегу находятся мотокатер армейского образца и трофейный катер с пулевыми и осколочными повреждениями. Намечено восстановление и оформление передачи их ДКВВУ.» То есть ВВУ, а не пароходство.
«В июне 1943 года начальник пристани Лиски Нехлюдов освобождается от работы за ряд серьезных недоработок и промахов. Начальником пристани Лиски назначается П.Е. Бондаренко с сохранением за ним обязанностей командира отделения по эксплуатации 4-го ВВО.
Учитывая неотложную потребность в восстановлении Лискинских судоремонтных мастерских и квалифицированном руководстве по восстановлению флота на Приярском и Коротоякском участках, помощник командира 1-го отделения ВВО Е.Н. Иванов назначается главным инженером Лискинских СРМ.» То есть совмещение должностей могло быть. Но при этом у ВВУ была собственная служба эксплуатации (то есть собственный флот).

Интересно, что служба в восстановительном отряде частично приравнивалась к военной. Поэтому можно было попасть в восстановительный отряд из действующей армии в порядке перевода (а не только после демобилизации).
«Большую роль в укомплектовании отряда кадрами сыграло указание Председателя Государственного комитета Обороны И.В. Сталина от 28 августа 1942 года об отзыве из действующей армии на восстановительные работы высококвалифицированных специалистов.
Самыми разными способами узнавались адреса воинских частей, где сражались речники, и их командованию направлялись отношения об откомандировании в распоряжение отряда для прохождения дальнейшей воинской службы в отряде того или иного специалиста. Таким путем на Верхний Дон возвратились начальник пристани Лиски И.И. Иванов, плесовый механик П.А. Волошенко, начальник плеса К.И. Белов, капитаны А.Е. Смолдырев, С.И. Матвиенко, начальник пристани Павловск П.Г. Иванов и другие специалисты.»

По краеведческим данным, никакой особо организованной эвакуации сотрудников пароходства летом 1942 года не было. Бронь от призыва у речников не пропадала, но для продолжения работы надо было переходить в действующее пароходство. Вот цитата:
«После затопления флота командам судов и береговым работникам Лисок и Павловска были выданы эвакуационные направления в порты волжских пароходств. Большинство из них добрались до Сталинграда, Саратова, Ульяновска, а оттуда, по распоряжению Наркомречфлота, были направлены на работу на Каму, реки Западной Сибири и Средней Азии.»
То есть никаких особых принципов (эвакуировать недалеко от Дона или эвакуировать всех в одно пароходство) не было, направить на работу могли в любое действующее пароходство.
0
+0 / –0

Your comment

Please do not discuss political topics or you will be banned for 1 month!
You need to log in to write comments.