Заложен на ССЗ №340 в Зеленодольске в рамках программы судостроения НКВД. Достраивался при помощи откомандированного на завод экипажа. Спущен на воду весной 1942 года и вступил в строй в июне того же года. С началом Сталинградской битвы выполнял задачи по снабжению и десантированию войск, огневой поддержке переправ и эвакуации раненых. Перед рассветом 8 октября 1942 года двигался от завода "Красный Октябрь" на базу у села Тумак, имея на борту раненых красноармейцев и неустановленное число гражданских. Напротив центра Сталинграда, на входе в воложку Куропатка попал под обстрел немецкой батареи и открыл ответный огонь. Получил попадание в кормовую часть правого борта, из-за чего было перебит штуртросовый привод рулей и лишившийся управления корабль оказался на мели приверх острова Голодный. В ходе продолжающегося обстрела из-за близких к борту взрывов, в ряде мест лопнули обшивка и листы броневого пояса. Попытки снять бронекатер с мели успехов не возымели. Под воздействием течения корабль сполз на глубину и его поиски спасательными подразделениями ОРАС, а позже и ЭПРОНа в 1943, 1944, 1946 годах успехом не увенчались. В последующие десятилетия над бронекатером намыло многометровый слой песка, надежно скрывавшего корабль до недавнего времени.
После обнаружения бронекатера было принято решение о его подъеме, который осуществлялся в ноябре 2017 года совместными усилиями военно-исторического музея "Наследие" и Красноармейского судоремонтного завода. После транспортировки бронекатера на базу Красноармейского СРЗ состоялись работы по его восстановлению. Весной 2021 г. БК-31 был перевезен на Центральную набережную, где вокруг него был возведен застекленный саркофаг.
Information about the vessel is given on the basis of publicly available sources and observations of users of this site. Site Administration has no associations with these sources and not responsible for this data. The information here may be invalid or outdated.
Подъём Бронекатера №31, пр. С-40 в г. Волгоград (05.11.2017)
На Волге (г. Волгоград) близ острова Голодный в протоке Куропатка завершилась сложнейшая операция по подъему Бронекатера БК №31 пр. С-40 из состава Волжской военной флотилии, затонувшего в октябре 1942 года. Вместе с кораблем погиб и его капитан - Никитин Павел Архипович, которому было всего 23 года.
Комментарий Андрея Карпова: Только один катер был потерян в черте Сталинграда. Это БКА-31 (Иногда упоминается в документах под другим номером - БКА-21). Остальные либо севернее, либо южнее. Потоплен он был 9 октября огнем 2-х орудийной батареи 171 артполка 71 пехотной дивизии. Пушки этой батареи были наши, трофейные. Волжской флотилией он потопленным не был сочтен. Только поврежденным. Однако, ни 9, ни 10 октября снят с мели не был. И из-за обстрела, и, возможно, из-за еще чего-то, за что 12 октября 3 члена экипажа были расстреляны перед строем. Нельзя исключить и того, что запись о захоронении командира- дежурная отписка по месту гибели. Бронекатер БКА-31 - это катер проекта С-40. Родным братом БКА-13 он быть не может никак. Они схожи по вооружению(оба однобашенные), но С-40 имеет два дизеля В-2, а не 1 ГАМ-34 на бензине. Всего катеров этого проекта было 8 штук(в отличие от 1125 - тех больше 150), этот катер - последний. В 1975 из Керченского пролива подняли подобный БКА-81 с экипажем.
Цитата (alex8fox, 06.11.2017): > Цитата (Виталий В, 06.11.2017): > > диверсия чтоли? > > Нет не диверсия - приказ 227 - даже за ошибку могли к стенке поставить а тут БК и на мель .
Не уверен, что можно доверять версии про трибунал. Расстреляли членов команды? Кадровое расточительство. Да и посадить на мель потому, что маневрировали в узкой протоке уклоняясь от снарядов, не сложно.
Цитата (Павел Емельянов, 06.11.2017): > Бронекатер БКА-31 - это катер проекта С-40. Родным братом БКА-13 он быть не может никак. Они схожи по вооружению(оба однобашенные), но С-40 имеет два дизеля В-2, а не 1 ГАМ-34 на бензине.
Бронекатер проекта С-40, также как и пр. 1125 был одновинтовым и имел один дизель В-2.
Цитата (Павел Емельянов, 06.11.2017): > Виктор а почему вы его в карточке назвали БКА №21,если он во всех статьях указан как БК-31.
До 1944 катера имели только номер, но что бы отличать один катер от другого в документах писали "БКА № 21", "КАТЩ № 83", "СКА № 616". С 1944 система обозначения катеров стала литерная, соответственно, БК-21 (БК, не БКА), КТ-83, СК-616. БКА №21 за свою короткую жизнь перенумеровывался три раза http://sovnavy-ww2.ho.ua/index.html а авторы статей просто проявляли невнимательность.
Цитата (Казимирчик И, 06.11.2017): > а авторы статей просто проявляли невнимательность.
В параллельной ветке обсуждения уже пояснил: в архивах по аварийно-спасательным работам данный катер или обозначался как БК-31, или как "Бронекатер №31", хотя с 18.08.1942 ему уже сменили цифровое обозначение. На нижней части кофра от одного из биноклей нацарапано БК-31. Заметьте, не БКА №31. Я конечно понимаю, что верить тому, что нацарапано, не правильно. Но, тем не менее факт...
Тут под одной из фотографий была истерика на замечание, что название на борту судна и в регистре название расходится, а вы кофр ... на кофре могли нацарапать и до 8 августа 1942 года. Думаю, данные Бережнова наиболее близки к официальным и с 18.08.1942 г. БКА официально имел №21. А литерное обозначение БК-ХХХ введены с 1944 г. и надпись на кофре и в архивах по аварийно-спасательным работам "БК-31" всего лишь сокращение старого номера.
Цитата (Karen, 06.11.2017): > Возможно это было сделанно намеренно, так как утонувшее судно могло перекрыть судоходство. Капитану Героя нужно было дать, а не расстреливать!
Такое время было, что за одно и тоже могли как наградить, так и расстрелять.
Цитата (Казимирчик И, 07.11.2017): > название на борту судна и в регистре название расходится,
В войну была та еще чехарда с переименованяими БКА. На Азове согласно приказа БКА числились по новыми номерами, а в донесениях о гибели писали старые. Исследователи сейчас мучаются, разгадывая шарады в документах.
P.S. Подождем продолжения в блоге Виктора. Количество двигателей, валов и винтов на поднятом катере закроет вопрос.
Может катер и не успел выброситься на мель, затонул на глубине. Так бы с него сняли погибших краснофлотцев и оставшееся оружие. Пусть не сразу, после боев за Сталинград. https://novostivolgograda.ru/news/societ...a766a9dae1
Цитата (палешук, 08.11.2017): > но судя по заявлениям в СМИ закрадывается нехорошее предчувствие
Сергей, "заявления СМИ" обуславливаются низким уровнем провинциальной журналистики, и чрезмерным желанием пишущей братии придать жаренный оттенок любому факту. Вы об этом не знали?
Находясь в самом центре событий я могу сказать точно, что катер станет экспонатом, уникальным с разных точек зрения! Подробности будут в свое время.
Цитата (Павел Емельянов, 06.11.2017): > Из интернета: > > Подъём Бронекатера №31, пр. С-40 в г. Волгоград (05.11.2017) > > На Волге (г. Волгоград) близ острова Голодный в протоке Куропатка завершилась сложнейшая операция по подъему Бронекатера БК №31 пр. С-40 из состава Волжской военной флотилии, затонувшего в октябре 1942 года. Вместе с кораблем погиб и его капитан - Никитин Павел Архипович, которому было всего 23 года. > > Комментарий Андрея Карпова: > Только один катер был потерян в черте Сталинграда. Это БКА-31 (Иногда упоминается в документах под другим номером - БКА-21). Остальные либо севернее, либо южнее. Потоплен он был 9 октября огнем 2-х орудийной батареи 171 артполка 71 пехотной дивизии. Пушки этой батареи были наши, трофейные. Волжской флотилией он потопленным не был сочтен. Только поврежденным. Однако, ни 9, ни 10 октября снят с мели не был. И из-за обстрела, и, возможно, из-за еще чего-то, за что 12 октября 3 члена экипажа были расстреляны перед строем. Нельзя исключить и того, что запись о захоронении командира- дежурная отписка по месту гибели. > Бронекатер БКА-31 - это катер проекта С-40. Родным братом БКА-13 он быть не может никак. Они схожи по вооружению(оба однобашенные), но С-40 имеет два дизеля В-2, а не 1 ГАМ-34 на бензине. Всего катеров этого проекта было 8 штук(в отличие от 1125 - тех больше 150), этот катер - последний. В 1975 из Керченского пролива подняли подобный БКА-81 с экипажем.
Что за ересь пишет этот Карпов? Расстреляли, а потом тела запихнули в затонувший катер? Эта явно вымышленная версия про расстрел перед строем не сходится с тем, что останки 11 погибших нашли внутри погибшего катера, вместе с посмертными медальонами и с их личным оружием.
+3
+3 / –0
Your comment
Please do not discuss political topics or you will be banned for 1 month!
Link