Заложен на ССЗ №340 в Зеленодольске в рамках программы судостроения НКВД. Достраивался при помощи откомандированного на завод экипажа. Спущен на воду весной 1942 года и вступил в строй в июне того же года. С началом Сталинградской битвы выполнял задачи по снабжению и десантированию войск, огневой поддержке переправ и эвакуации раненых. Перед рассветом 8 октября 1942 года двигался от завода "Красный Октябрь" на базу у села Тумак, имея на борту раненых красноармейцев и неустановленное число гражданских. Напротив центра Сталинграда, на входе в воложку Куропатка попал под обстрел немецкой батареи и открыл ответный огонь. Получил попадание в кормовую часть правого борта, из-за чего было перебит штуртросовый привод рулей и лишившийся управления корабль оказался на мели приверх острова Голодный. В ходе продолжающегося обстрела из-за близких к борту взрывов, в ряде мест лопнули обшивка и листы броневого пояса. Попытки снять бронекатер с мели успехов не возымели. Под воздействием течения корабль сполз на глубину и его поиски спасательными подразделениями ОРАС, а позже и ЭПРОНа в 1943, 1944, 1946 годах успехом не увенчались. В последующие десятилетия над бронекатером намыло многометровый слой песка, надежно скрывавшего корабль до недавнего времени.
После обнаружения бронекатера было принято решение о его подъеме, который осуществлялся в ноябре 2017 года совместными усилиями военно-исторического музея "Наследие" и Красноармейского судоремонтного завода. После транспортировки бронекатера на базу Красноармейского СРЗ состоялись работы по его восстановлению. Весной 2021 г. БК-31 был перевезен на Центральную набережную, где вокруг него был возведен застекленный саркофаг.
Информация о судне указана на основании общедоступных источников и наблюдений пользователей сайта. Администрация сайта никак не связана с данными источниками и не несёт ответственности за эти сведения. Приведённая здесь информация может быть ошибочной или устаревшей.
Подъём Бронекатера №31, пр. С-40 в г. Волгоград (05.11.2017)
На Волге (г. Волгоград) близ острова Голодный в протоке Куропатка завершилась сложнейшая операция по подъему Бронекатера БК №31 пр. С-40 из состава Волжской военной флотилии, затонувшего в октябре 1942 года. Вместе с кораблем погиб и его капитан - Никитин Павел Архипович, которому было всего 23 года.
Комментарий Андрея Карпова: Только один катер был потерян в черте Сталинграда. Это БКА-31 (Иногда упоминается в документах под другим номером - БКА-21). Остальные либо севернее, либо южнее. Потоплен он был 9 октября огнем 2-х орудийной батареи 171 артполка 71 пехотной дивизии. Пушки этой батареи были наши, трофейные. Волжской флотилией он потопленным не был сочтен. Только поврежденным. Однако, ни 9, ни 10 октября снят с мели не был. И из-за обстрела, и, возможно, из-за еще чего-то, за что 12 октября 3 члена экипажа были расстреляны перед строем. Нельзя исключить и того, что запись о захоронении командира- дежурная отписка по месту гибели. Бронекатер БКА-31 - это катер проекта С-40. Родным братом БКА-13 он быть не может никак. Они схожи по вооружению(оба однобашенные), но С-40 имеет два дизеля В-2, а не 1 ГАМ-34 на бензине. Всего катеров этого проекта было 8 штук(в отличие от 1125 - тех больше 150), этот катер - последний. В 1975 из Керченского пролива подняли подобный БКА-81 с экипажем.
Цитата (alex8fox, 06.11.2017): > Цитата (Виталий В, 06.11.2017): > > диверсия чтоли? > > Нет не диверсия - приказ 227 - даже за ошибку могли к стенке поставить а тут БК и на мель .
Не уверен, что можно доверять версии про трибунал. Расстреляли членов команды? Кадровое расточительство. Да и посадить на мель потому, что маневрировали в узкой протоке уклоняясь от снарядов, не сложно.
Цитата (Павел Емельянов, 06.11.2017): > Бронекатер БКА-31 - это катер проекта С-40. Родным братом БКА-13 он быть не может никак. Они схожи по вооружению(оба однобашенные), но С-40 имеет два дизеля В-2, а не 1 ГАМ-34 на бензине.
Бронекатер проекта С-40, также как и пр. 1125 был одновинтовым и имел один дизель В-2.
Цитата (Павел Емельянов, 06.11.2017): > Виктор а почему вы его в карточке назвали БКА №21,если он во всех статьях указан как БК-31.
До 1944 катера имели только номер, но что бы отличать один катер от другого в документах писали "БКА № 21", "КАТЩ № 83", "СКА № 616". С 1944 система обозначения катеров стала литерная, соответственно, БК-21 (БК, не БКА), КТ-83, СК-616. БКА №21 за свою короткую жизнь перенумеровывался три раза http://sovnavy-ww2.ho.ua/index.html а авторы статей просто проявляли невнимательность.
Цитата (Казимирчик И, 06.11.2017): > а авторы статей просто проявляли невнимательность.
В параллельной ветке обсуждения уже пояснил: в архивах по аварийно-спасательным работам данный катер или обозначался как БК-31, или как "Бронекатер №31", хотя с 18.08.1942 ему уже сменили цифровое обозначение. На нижней части кофра от одного из биноклей нацарапано БК-31. Заметьте, не БКА №31. Я конечно понимаю, что верить тому, что нацарапано, не правильно. Но, тем не менее факт...
Тут под одной из фотографий была истерика на замечание, что название на борту судна и в регистре название расходится, а вы кофр ... на кофре могли нацарапать и до 8 августа 1942 года. Думаю, данные Бережнова наиболее близки к официальным и с 18.08.1942 г. БКА официально имел №21. А литерное обозначение БК-ХХХ введены с 1944 г. и надпись на кофре и в архивах по аварийно-спасательным работам "БК-31" всего лишь сокращение старого номера.
Цитата (Karen, 06.11.2017): > Возможно это было сделанно намеренно, так как утонувшее судно могло перекрыть судоходство. Капитану Героя нужно было дать, а не расстреливать!
Такое время было, что за одно и тоже могли как наградить, так и расстрелять.
Цитата (Казимирчик И, 07.11.2017): > название на борту судна и в регистре название расходится,
В войну была та еще чехарда с переименованяими БКА. На Азове согласно приказа БКА числились по новыми номерами, а в донесениях о гибели писали старые. Исследователи сейчас мучаются, разгадывая шарады в документах.
P.S. Подождем продолжения в блоге Виктора. Количество двигателей, валов и винтов на поднятом катере закроет вопрос.
Может катер и не успел выброситься на мель, затонул на глубине. Так бы с него сняли погибших краснофлотцев и оставшееся оружие. Пусть не сразу, после боев за Сталинград. https://novostivolgograda.ru/news/societ...a766a9dae1
Цитата (палешук, 08.11.2017): > но судя по заявлениям в СМИ закрадывается нехорошее предчувствие
Сергей, "заявления СМИ" обуславливаются низким уровнем провинциальной журналистики, и чрезмерным желанием пишущей братии придать жаренный оттенок любому факту. Вы об этом не знали?
Находясь в самом центре событий я могу сказать точно, что катер станет экспонатом, уникальным с разных точек зрения! Подробности будут в свое время.
Цитата (Павел Емельянов, 06.11.2017): > Из интернета: > > Подъём Бронекатера №31, пр. С-40 в г. Волгоград (05.11.2017) > > На Волге (г. Волгоград) близ острова Голодный в протоке Куропатка завершилась сложнейшая операция по подъему Бронекатера БК №31 пр. С-40 из состава Волжской военной флотилии, затонувшего в октябре 1942 года. Вместе с кораблем погиб и его капитан - Никитин Павел Архипович, которому было всего 23 года. > > Комментарий Андрея Карпова: > Только один катер был потерян в черте Сталинграда. Это БКА-31 (Иногда упоминается в документах под другим номером - БКА-21). Остальные либо севернее, либо южнее. Потоплен он был 9 октября огнем 2-х орудийной батареи 171 артполка 71 пехотной дивизии. Пушки этой батареи были наши, трофейные. Волжской флотилией он потопленным не был сочтен. Только поврежденным. Однако, ни 9, ни 10 октября снят с мели не был. И из-за обстрела, и, возможно, из-за еще чего-то, за что 12 октября 3 члена экипажа были расстреляны перед строем. Нельзя исключить и того, что запись о захоронении командира- дежурная отписка по месту гибели. > Бронекатер БКА-31 - это катер проекта С-40. Родным братом БКА-13 он быть не может никак. Они схожи по вооружению(оба однобашенные), но С-40 имеет два дизеля В-2, а не 1 ГАМ-34 на бензине. Всего катеров этого проекта было 8 штук(в отличие от 1125 - тех больше 150), этот катер - последний. В 1975 из Керченского пролива подняли подобный БКА-81 с экипажем.
Что за ересь пишет этот Карпов? Расстреляли, а потом тела запихнули в затонувший катер? Эта явно вымышленная версия про расстрел перед строем не сходится с тем, что останки 11 погибших нашли внутри погибшего катера, вместе с посмертными медальонами и с их личным оружием.
+3
+3 / –0
Ваш комментарий
За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Ссылка