Подпись: Яхта «Royal Transport»
«3ело изрядным судном одарил меня король английский». Петр I. 1698 г
Во время пребывания Великого посольства в Англии в 1698 году король Вильгельм III сделал незаурядный подарок русскому царю Петру I — яхту.
Модель экспонируется в филиале Музея Мирового Океана в Королевских воротах
Одно из самых скоростных судов того времени.
Водоизмещение — 220 тонн.
— Длина — 90 фт (27,4 м)
— Ширина — 24 фт (7,3 м)
— Осадка — 10 фт (3,05 м),
— Вооружение — 18-20 пушек
Официальный класс с постройки: корабль 6-го ранга. Позднее судно стали называть яхтой, а также причислять к классу гафельных шхун когда такой появился.
Авторы проекта/чертежей: Перегрин Осборн (Peregrine Osborne) и Маркиз Кармартен (Marquis of Carmarthen).
Построена мастером Робертом Ли (Robert Lee) на верфи в Чатеме.
Предназначалась для быстрых переездов короля Вильяма III Оранского между Англией и его голландскими владениями.
Во время своего визита в Англию в январе 1698 года Петр I получил парусник в подарок, в обмен на монопольное право английских купцов торговать в России табаком, а в мае судно под командованием капитана-англичанина Уильяма Рипли (William Ripley) ушло с караваном в Архангельск. Оттуда её где волоком, где по рекам пытались переправить на юг для усиления Азовской флотилии, но неудачно, и яхта осталась на Белом море. В августе 1702 г. Петр I ходил на ней из Архангельска в посёлок Нюхча и в Соловецкий монастырь.
Весной 1715 г. Петр приказал перевести «Роял Транспорт» в Петербург.
29 августа 1715 года в караване из пяти судов яхта вышла из Архангельска в Балтийское море под командованием капитана Хатчинсона. В караване находились также суда Уриэль (капитан- Иван Синявин), Салафиль (капитан- Витус Беринг), Варахиль, Ягудииль. Из-за погоды и разных скоростей судов караван быстро распался. К концу сентября "Роял Транспорт" первым дошел до Каттегата, где попал в сильный шторм и вынужден был укрываться у шведского берега, а 26 сентября судно сорвало с якорей и выбросило на риф недалеко от Гетеборга, где оно и затонуло. Из команды в 50 человек, 24 спасены (шведским кораблем) и попали в плен, капитан позднее умер в тюрьме. В 1722 г. шведы подняли с судна часть пушек.
Ровно через 300 лет, в 2015 году, обломки корпуса "Роял Транспорта" были обнаружены и исследованы водолазами на глубине 10 м. Они оказались сильно разбиты, но при этом занесены песком, что сохранило их от гниения.
Примечание: известное изображение судна появилось из трудов С.Н.Елагина в 19 веке, степень его соответствия реальности неопределенна.
В Британии считается, что построенный пятью годам позже тем-же Робертом Ли парусник “Peregrine Galley” (Caroline) имел очень близкое сходство с "Royal Transport".
Под каким флагом ходило судно также подлинно неизвестно, во время крушения шведы сообщали о британском флаге, но возможно это был флаг капитана.
Информация о судне указана на основании общедоступных источников и наблюдений пользователей сайта. Администрация сайта никак не связана с данными источниками и не несёт ответственности за эти сведения. Приведённая здесь информация может быть ошибочной или устаревшей.
"Одна из картин, возможно принадлежащяя отцу или сыну Ван де Вельде, и модель в ЦВММ, показывают Royal Transport как шхуну с небольшим носом, кормой пинка и большой площадью парусов. И хотя термин шхуна вошел в обращение только после 1713 года, и считается исключительно американским типом судна, по видимому, суда с таким типом парусного вооружения существовали в Англии и Голландии с 30 годов семнадцатого столетия, хотя и не в составах боевых флотов." https://kirillklimen.livejournal.com/7110.html
Фото: 2184 · Редактор БД / Модератор комментариев / Фотомодератор
Цитата (Broughton, 16.12.2023): > по видимому по видимому = возможно = может быть, а может и нет )) Никаких достоверных следов этого корабля нет, какое точно у него было парусное вооружение неизвестно, все предположительно
Фото: 2184 · Редактор БД / Модератор комментариев / Фотомодератор
Британцы исследующие короля (кстати, Вильгельма III, Виллема III или Уильяма III ?? :) ), а также создателей данного судна вообще представляют его как близким к следующему построенному этими людьми, а именно как PEREGRINE GALLEY (1700 года) https://www.google.com/search?client=fir...5&dpr=1 на который сохранились эскизы, и не рассматривают версию принятую в РИ/РФ воплощенную в данной модели
+2
+2 / –0
Ваш комментарий
За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Ссылка