Судовой магнитный компас.
"Судовой компас был и остаётся одним из основных навигационных приборов штурмана. Даже сегодня, в век спутников, мобильной связи на каждом судне,в рулевой рубке или на мостике, по центральной линии имеется специальная подставка, называемая нактоуз и на ней смонтирован сам компас. Он жидкостной. Конструкция проста и надёжна. Бронзовый котелок с компасной жидкостью (обычно смесь 45% этилового спирта с 55% дистиллированной воды. Просто вода не годится т.к. может замёрзнуть) и алюминиевая картушка с магнитами. Картушка плавает на оси на поверхности компасной жидкости. Жидкость, кроме того, успокаивает колебания картушки, вызываемые качкой.
Котелок компаса закреплен в своем подвесе на внутреннем кольце универсального (карданного) шарнира, в котором он может свободно поворачиваться, сохраняя горизонтальное положение, в условиях качки. Котелок компаса закрепляется так, что его специальная стрелка или метка, называемая курсовой, либо черная линия, называемая курсовой чертой, указывает на нос судна. При изменении курса судна картушка компаса удерживается на месте магнитами, неизменно сохраняющими свое направление север – юг. По смещению курсовой метки или черты относительно картушки можно контролировать изменения курса.
Собственно конструкция неизменна много, много лет..."
http://sea-wave.ru/forum/showpost.php?s=61277cc7708890aeecccdd30b688d963&p=7820&postcount=1