Цитата (василий эл.мех., 20.06.2022): > познавательно. мне конечно приходилось таскать баржи на которых были шкиперы. и кое-что известно о их жизни. > но вот так--из первых рук. это интереснее.
Своеобразная жизнь была, на самом деле. На лихтерах шкиперили, как правило, семейные... тем более, что якутский климат способствовал - начало навигации совпадало с концом учебного года. Мне был месяц от роду, когда меня впервые притащили на борт, и до 12 лет каждое лето там и проводил, пока не сбежал на Плавмаг-629, где капитанил мой крестный. Первые навыки судовождения я там и получил. ))
А из благ цивилизации у нас на лихтере был только ч/б телевизор "Сапфир", который питался от аккумов и что-то показывал только вблизи крупных населенных пунктов. В остальное время из развлечений - только книги и заполненная водой спасательная шлюпка, в которой плавали своими же руками сделанные кораблики. Как говорится, если б я родился не мальчиком - у меня б вообще игрушек не было. )))
По питанию - отдельная песня. Электроплит не было и в помине, на камбузе имелась дровяная печь. Но летом ее топить было то еще удовольствие, поэтому еду готовили на палубе, батя для этого сварил небольшую печку. По причине отсутствия холодильника рацион, в основном, состоял из консервов, круп, картохи и собственноручно выловленной рыбы. Мясо бралось только в портах или на плавмаге, и то только на раз покушать. Хлеб чаще всего пекли сами... в это время на камбузе был ад. )) Иногда еще удавалось насобирать грибов-ягод, для этого прямо на ходу спускалась лодка (не штатная, само собой - на "Прогрессе" с "Ветерком" обогнать можно только пешехода), и мы с батей уезжали вперед каравана километров на 30-40... полазишь вдоволь по тайге, и с парой ведер грибов сидишь потом на берегу, рыбачишь, пока караван не подойдет...
Навигация в Якутии короткая, чаще всего успевали всего 3-4 рейса сделать. В Якутске ОТы брали караваны по 12-15 единиц, и со скоростью 4-5 км/ч тащили всю эту байду до Ленска или Пеледуя... дальше составы переформировывали, и уже Р-33 тянули по 3-5 лихтеров в сторону Осетрово. Итого - недели три только в одну сторону... плюс ожидание, погрузка - и в обратный путь. Если не повезло - то куда-нибудь на приток, типа Витима... если повезло - то на Индигирку или Колыму. Если совсем повезло - то еще и обратно притащить оттуда успевали.
В общем, по большей части жизнь на несамоходном флоте спокойная и размеренная, как на даче... с остальным флотом не сравнить. ))
> Пока лихтер стоит на рейде выход на берег в город, как захочешь, можешь на шлюпке с мотором, а можешь по рации специально предназначенный катер из порта вызвать чтобы свозил на берег, если например погода плохая, волна для шлюпки большая. Например в Петрозаводске на берег возил людей "Капитан Заонегин" https://fleetphoto.ru/vessel/4792 в Повенце Шллюзовой 34 https://fleetphoto.ru/vessel/4879/ в других портах катера типа БК. Если стояли у причала, то в город ходили пешком через комбинат, например Кондопожский, Сегежский ЦБК, а например в леспромхозе Римское, Унойгуба за продуктами в ближайшие деревни ездили на попутном лесовозе. > В 90х конечно были времена, например забыли про нас на рейде Унойгубы на 3 недели, генератор сломался, минимальный свет получал от ветро генератора, на берег ездили на шлюпке под парусом экономя топливо, зато рыбалку там, ягоды, грибы, вспоминаю досех пор. >
Мажоры, блин... рация у них на лихтере... ветрогенератор... ))
У нас на якутском рейде раз в 2-3 часа бегал Ярославец из Жатая, хочешь на берег - сидишь на юте с биноклем и ждешь. Как появился - машешь белым флагом, если заметит - подойдет. Ну или спускай штатный "Прогресс" с восьмисильным "Ветерком" и хреначь своим ходом, часа этак полтора в одну сторону, во ибо Лена в районе Якутска в ширину до 20 км. доходила, плюс рейд, плюс затон... А рацию выдавали только при морских переходах на Индигирку, Колыму и иже с ними, чтобы, если в море Лаптевых или Восточно-Сибирском во время шторма оторвет - можно было попрощаться с командой буксира перед отправлением в вертикальный рейс к ближайшей земле. ))
Ну а электричество - вообще отдельная песня. У нас стояло два дизеля, 2ДС и 5Д4. Заводили их, в основном, только для подъема якоря, потому что ток они выдавали постоянный, и особого смысла их гонять не было... приколхозить преобразователь можно было, но какой в нем изюм, если даже холодильник отсутствовал... да и грохот от дизелей стоял - мама не горюй. Отец, помню, раздобыл где-то щелочных аккумуляторов и приспособил их под освещение и стояночный огонь. Пару раз в неделю ДГ завел на пару часов, подзарядил - и опять тишина, покой и крохотная лампочка в каюте. ))
Сдается мне, не самый удачный проект... как ни посмотришь - на ровном киле почти ни один не ходит... "Кулаковский" шторма не выдержал, этот у причала затонул...
Цитата (ЛС-8849, 14.05.2017): > Это лихтер ЛС-8849, мои родители на нем работали с 1980-2006г на Онежском озере, в 2006 г этот лихтер увели на север и пока не встретил это фото судьба лихтера 11 лет была мне неизвестна, я на этом лихтере провел все детство 24 навигации. на рубке еще осталось бревно от моей качели и шест куда крепилась ветроэлектростанция. Вот страница этого лихтера.http://fleetphoto.ru/vessel/582/
У меня тоже качели были на том же месте, с таким же способом крепления. Правда, ногами в спасательную шлюпку долбился постоянно. )))
Не Л-202, а Л-1202. Присмотритесь, на правом фальшборте единицу еще видно. У всех лихтеров ЛОРПа были номера только из 4 цифр, начинались на 11 и 12. Сам на таком все детство провел...
Если память мне не изменяет, в 80-х у нас в Жатае было два буксира 492 проекта - "Смекалистый" и "Современный". "Современный" позже продали в Турцию, он до сих пор в строю, а на "Смекалистом" был пожар, и восстанавливать его не стали. Так что, скорее всего, это он.