Водный транспорт

Комментарии к судну Анастас Микоян

Отобразить все комментарии

Ссылка
RedJak · 13.06.2022 22:56 MSK
Фото: 766
В 1941–1942 годах, в разгар Великой Отечественной войны, советский ледокол «А. Микоян» совершил вынужденное кругосветное путешествие. Благодаря рукописям, фотографиям и документам, переданным старшим мотористом ледокола Николаем Ивановичем Кузовым в столичный Музей морского флота, мы можем восстановить эту невероятную историю сегодня.

1934 г. / Ленинград
В начале 1934 г. по заданию Главсевморпути Судопроект приступил к разработке проекта парового ледокола для Арктики. Решено было построить серию из четырех паровых ледоколов: по два на Балтийском заводе в Ленинграде и Черноморском в Николаеве. Технический проект (главный конструктор К.К. Боханевич) выполнялся коллективом Судопроекта, рабочие чертежи создавались конструкторским бюро Балтийского завода. В качестве прототипа для нового проекта взяли ледокол «Красин». Рабочие чертежи паровых машин мощностью 3300 л. с. для ускорения строительства приобрели у фирмы «Армстронг». Форштевень с наклоном 25 градусов выполнили из двух стальных отливок весом 24 т, ахтерштевень – из 34-тонной. Толщина обшивки корпуса в носовой части достигала 32 мм, в средней и кормовой – 35 мм, шпангоуты расположили с интервалом в 305 мм. Ледовый пояс толщиной 40 мм начинался в 0,6 м выше и заканчивался в 5,7 м ниже ватерлинии.

Ноябрь 1935 г. / Николаев
Торжественная закладка ледокола «О. Шмидт», названного в честь ученого и полярного исследователя Отто Юльевича Шмидта. Однако в навигацию 1937 г. все ледоколы оказались в ледовом плену, одно судно погибло. Полярное руководство подверглось репрессиям, многие были арестованы. Доносы пошли и на самого Шмидта, и под давлением ему пришлось оставить пост в Главном управлении Севморпути.

Апрель 1941 г. / Николаев
Ледокол переименован в «А. Микоян».

22 июня 1941 г. / Николаев
К началу Великой Отечественной войны ледокол еще не достроен, однако находится в состоянии высокого процента готовности.

Август 1941 г. / Николаев
Враг приближается к Николаеву, судостроительный завод им. А. Марти подвергается бомбежкам с начала августа. Из-за этого, не дожидаясь приемочных испытаний, имеющий боевой опыт капитан 2-го ранга Сергей Михайлович Сергеев (был награжден двумя орденами Красного Знамени за участие в операциях в Испании) принимает решение вывести «А. Микояна» в море. В состав экипажа (138 человек) вошли рабочие и инженеры заводской сдаточной команды, доделывавшие судно уже на плаву. Ледокол переоборудуется во вспомогательный крейсер, на нем устанавливается вооружение: три 130-миллиметровых орудия главного калибра и шесть зенитных орудий калибра 76 мм (с их помощью удалось сбить несколько самолетов противника). «А. Микоян» участвует в обороне Одессы, затем перебазируется в Севастополь, далее в Батуми.

5 ноября 1941 г. / Батуми
Командование корабля получило приказ полностью снять вооружение – вспомогательный крейсер «А. Микоян» снова стал линейным ледоколом. Экипаж сдал пулеметы, винтовки и пистолеты, всем выдали гражданскую одежду и мореходные книжки. Военно-морской флаг сменили на государственный. Руководство страны принимает решение перебросить ледокол на Дальний Восток.

25 ноября 1941 г. / Батуми
В ночь с 25 на 26 ноября ледокол и еще три танкера под охраной лидера «Ташкент» и эсминцев «Способный» и «Сообразительный» вышли в сторону Босфора. Директива от Главного морского штаба СССР, полученная капитаном в Стамбуле, звучала следующим образом: «Прорваться через Эгейское море мимо военно-морских баз противника и выйти к восточным портам союзников на Средиземном море. Прорыв совершить скрытно от противника. Корабль ни в коем случае противнику не сдавать, взрывом потопить, а экипажу в плен не сдаваться».

30 ноября 1941 г. / Стамбул
Ледокол выходит из Стамбула в сторону Кипра. Поход через Эгейское море проходил только по ночам, днем ледокол отстаивался в небольших бухтах, прижимался к островам. Скрываясь от итальянцев, контролировавших архипелаг Додеканес, ледокол дошел до острова Родос, где находилась база итальянских ВМС и ВВС. Там он все-таки был обнаружен. С подошедшего торпедного катера приказано было идти на Родос. После отказа ледокол был атакован торпедами. Успешно отклонившись от торпед, «А. Микоян» получил более 500 пробоин в надстройках и дымовых трубах от автоматического оружия противника, два матроса были ранены. Задержать или потопить корабль итальянцы, однако, не смогли, он воспользовался сгустившейся темнотой и ушел от преследования.

03 декабря 1941 г. / Фамагуста
Ледокол приходит в порт Фамагуста, контролируемый британцами. Кипр, находящийся в зоне действия итальянской авиации, небезопасен, ледокол отправляется дальше, в сторону Бейрута и Хайфы.

04 декабря 1941 г. / Хайфа
Поврежденный ледокол встает на ремонт на английской военной базе. 20 декабря в порту произошла катастрофа: английский танкер «Феникс», груженный нефтью, подорвался на мине. Нефть быстро распространялась по акватории порта и горела. Огонь перекинулся на «Микоян», две из трех паровых машин которого были разобраны для ремонта, рабочая же была в «холодном» состоянии. Сбив огонь на судне, экипаж ледокола по горящему морю вывел его в безопасное место и спасся единственным из всех кораблей в порту. Как только ледокол оказался в безопасности, команда пришла на помощь терпящим бедствие экипажам двух танкеров и солдатам английской зенитной батареи. Английское морское коман-дование выразило благодарность капитану и всему личному составу «А. Микояна» за мужественное поведение. После завершения ремонта ледокол направился в сторону Суэцкого канала.

07 января 1942 г. / Порт-Саид
По Суэцкому каналу пришлось идти только днем, обходя затопленные корабли, подорвавшиеся на немецких минах. Ночью движение прекращалось.

06 февраля 1942 г. / Аден
По первоначальному плану ледокол должен был обогнуть Евразию, но после нападения Японии 7 декабря 1941 года на Перл-Харбор и вступления Великобритании в войну с Японией этот путь был закрыт. Ледокол получил приказ двигаться вокруг Африки. Этот маршрут осложнялся наличием японских подлодок в Мозамбикском проливе и предполагаемых немецких военных баз на Мадагаскаре. После пополнения запасов провизии и топлива в кенийской Момбасе ледокол направился в Дурбан.

23 февраля 1942 г. / Дурбан
Стоянка длилась три недели, в течение которых приводили в порядок котлы и паровые машины, очищали и красили всю подводную часть корпуса. Дополнительно решено было наварить крылья на обоих бортах на 4–5 м ниже ватерлинии, чтобы уменьшить крен во время сильного волнения в океане – предстоял переход через Атлантику. По воспоминаниям Г. Гладуша, командира отделения радистов, на День Красной армии команда организовала целый праздник. «Механики и электрики изготовили макет земного шара, установили на нем флаги союзников в борьбе с фашизмом – СССР, США и Англии. <…> Ледокол был иллюминирован и расцвечен флагами. Самодеятельный коллектив усиленно готовился к выступлению во время праздника. На причале собралось очень много народу, наблюдая за нашими приготовлениями к празднику. На ледокол пришли представители портовых и городских властей, после переговоров делегация была приглашена на праздник и приняла приглашение с благодарностью. Вечером на палубе были приготовлены столы с угощением для экипажа и гостей».

26 марта 1942 г. / Кейптаун
Пополнив запасы и загрузив уголь, «Микоян» был готов идти дальше. Выбирая дальнейший маршрут, учли, что на линии Кейптаун – Нью-Йорк действуют немецкие подводные лодки, в Южной Атлантике предположительно находятся немецкие рейдеры «Михель» и «Штир». Путь к Панамскому каналу оказался крайне опасным. «Микоян» покинул Кейптаун, пойдя по более длинному и тяжелому маршруту: по югу Атлантики, вокруг мыса Горн и далее – через весь Тихий океан на север.

12 апреля 1942 г. / Монтевидео
«А. Микоян» стал первым советским кораблем, посетившим этот порт. На подходе к Монтевидео ледокол запросил разрешение на вход и неожиданно получил отказ: власти сочли, что корабль хорошо вооружен, а военным кораблям вход был запрещен. За мощное вооружение они приняли муляжи пушек из бревен и парусины, поставленные экипажем после выхода из Адена. Когда недоразумение разъяснилось, ледокол был горячо встречен в порту. Одна из делегаций города преподнесла в подарок экипажу 32-килограммовый шоколадный снаряд, на котором рельефно были оттиснуты советский, английский и американский флаги. Разрубленный пожарным топором шоколад (нож не брал шоколадную массу) разделили между личным составом.
После очередного ремонта и пополнения запасов «Микоян» ушел на юг и обогнул мыс Горн. С заходом в чилийские порты Пунта-Аренас, Коронель, Лота и Вальпараисо корабль прошел вдоль Южной Америки до американских Сан-Франциско и Сиэтла.

4 июля 1942 г. / Сиэтл
«А. Микоян» встал на ремонт на судостроительном заводе Сиэтла. Ледоколу смонтировали противомагнитный пояс, перебрали машины, установили четыре 76,2-мм орудия, десять 20-мм зенитных автоматов, четыре 12,7-мм и четыре 7,62-мм пулемета.

6 августа 1942 г. / Датч-Харбор
Ледокол под охраной двух американских военных кораблей прибывает в военно-морскую базу США на Аляске.

9 августа 1942 г. / Анадырь
Ледокол возвращается в родные воды. Он пришел как раз вовремя, чтобы обеспечить переход по Северному морскому пути 19 транспортов с грузами и трех тихоокеанских боевых кораблей (лидера «Баку», эсминцев «Разумный» и «Разъяренный»). Таким образом, ему предстояло полностью завершить кругосветку и снова оказаться на фронте.

14 августа 1942 г. / Анадырь
Ледокол выходит во главе каравана на Северный морской путь.

21 декабря 1942 г. / Баренцево море
«А. Микоян» подрывается на мине, выставленной в сентябре немецкими кораблями. Как раз в этот момент он находился практически точно на 40-м меридиане – меридиане Батуми.

В общей сложности «А. Микоян» прошел с ноября 1941 по декабрь 1942 года 28 560 морских миль.

Поврежденный миной ледокол сумел дойти до Северодвинска, где его отремонтировали. Следующим летом он вновь отправился в Сиэтл для полноценного ремонта, после которого всю войну проводил по Северному морскому пути караваны военных грузов. На протяжении 20 лет после Великой Отечественной войны «А. Микоян» водил суда по Севморпути. Его кругосветное путешествие было рассекречено только в 1957 году, все участники получили нагрудный знак «За дальний поход».

В 1968 году ледокол был списан и разрезан на металлолом. В июне 2021 года был ликвидирован обанкротившийся Черноморский судостроительный завод в Николаеве (Украина).
+4
+5 / –1
Ссылка
Ведмедь · 22.03.2016 21:03 MSK
Нет фотографий
Ошибся я.
19 мая 1937 г. из Главного Управления Северного морского пути обратились к начальнику СЕВЦУМОРа с просьбой, сообщить позывные сигналы для строящихся на отечественных верфях по заказу СМП четырех ледоколов, мощностью по 10.000 л.с. каждый. К челобитной приложена копия приказа по Севморпути, из которого следует, что одному из двух ледоколов, строящихся на заводе № 198 в Николаеве, присвоено наименование "О.Ю. ШМИДТ" (завод. номер 309).
Этим же приказом "ШМИДТ" передавался в эксплуатацию Дальне-Восточному Территориальному Управлению Главсевморпути с регистрацией в порту Владивосток.
0
+0 / –0
Ссылка
Ведмедь · 01.08.2015 16:59 MSK
Нет фотографий
Согласно Морского Регистра Союза ССР - "А. Микоян", М-11754, UOLZ, Владивосток.
Спущен на воду 28 апреля 1938 г. под названием "Отто Шмидт" (возможно, "О. Шмидт"). Введен в эксплуатацию летом 41-го. По-моему, без проведения сдаточных испытаний ввиду начала войны. В конце года ушел на ДВ.
После войны принадлежал Владивостокскому (с 56-го - Восточному) морскому арктическому пароходству Главсевморпути при СНК (с 46-го - Совмин) СССР. После объединения в 57-ом - Дальневосточному госморпароходству.
0
+0 / –0