FleetPhoto

Oblaevy Mechanical Plant

To the list of facilities
 Gorodets Oblaevy Mechanical Plant since 1896
 Gorodets Kuznetsov Mechanical Plant before 1896
Одним из самых крупных промышленных предприятий Городца на рубеже XIX-XX веков был механический завод Константина Васильевича Кузнецова. Точная дата основания его неизвестна. По одним данным — 1850 год [Егоров Е.А. Указ.соч. С. 162], по другим — конец 1860-х или начало 1870-х годов [Шубин И.А. Указ.соч. С. 820]. Предприятие находилось рядом с заводом Рязанова. К сожалению, оно почти не сохранилось до настоящего времени. От него осталось здание заводоуправления, к которому ещё до революции была пристроена гимназия (оба здания заняты ныне школой № 1). На заводе К.В. Кузнецова изготовлялись машины для пароходов, клепались котлы и пароходные корпуса. Завод «занимался главным образом постройкой пароходных машин, которых сделал очень много; вместе с тем соорудил и несколько пароходов, как, напр., «Старателя» для Солина (позднее вошедшего в об-во «Кама»)» [Там же]. Отливались тут и чугунные навесы, до сих пор украшающие крылечки некоторых старых городецких домов.

Есть данные, что в 1890 году на предприятии было занято 170 рабочих [Революционное движение в с. Городце… С. 5]. Завод имел электрическое освещение, а также телефонную связь между домом владельца (ныне здание военкомата) и местом постройки судов на берегу Волги. Собкор «Волгаря» в ноябре 1895 года писал: «механический завод К.В. Кузнецова в настоящее время настолько поправился, что имеет новейшие приспособления по машиностроению, причём есть обширное котельное отделение» [Поволжские вести — Городец, 5 ноября // Волгарь. 1895. № 309. 10 ноября]. Однако, вложив немало средств в предприятие, в 1896 году Кузнецов умер, оставив после себя очень большие долги.

Новыми хозяевами завода стали купцы Пётр Федорович и Иван Петрович (старший) Облаевы, «из которых последний и заведывал заводом». При нём завод продолжал постройку пароходных машин.

По воспоминаниям старожилов, «заводом Облаева постройка пароходов продолжалась до 1903 года, так как в этом году умер его хозяин Иван Петрович Облаев, а сын его Александр Иванович, оставшись молодым, неподготовленным к ведению какого то бы дела, работы на заводе сокращал, а в 1906 году совсем завод закрыл…» [Краткая история Городецкого затона… Л.3 об. И.А.Шубин приводит другую дату смерти И.П.Облаева — 1902 г. (см.: Шубин И.А. Указ. соч. С. 820)].

Vessels being built by this facility

DesignYard NrBuiltNameReg.NrPort
Буксиры паровые 1896 ДНС-3 (Капитан Галкин, Автогигант, Двигатель, Старатель) 249/1 / ... Куйбышевский затон (Astrakhan, Gorky, (Russian SFSR), (Russian Empire))
Passenger river steamers 1896 Рылеев (Олег, Конструктор Тюрин) 002229 Stalingrad (Gorky, (Russian SFSR), (Russian Empire), Gorodets)
Passenger and cargo-passenger steamers 1896 Аскольд (Братья Дерюгины) 2436 (none)
Буксиры паровые 1901 Камбала 007480 Belomorsk


To the list of facilities

Your comment

Please do not discuss political topics or you will be banned for 1 month!
You need to log in to write comments.