Водный транспорт

Механический завод Облаевых

К списку предприятий
 Городец Механический завод Облаевых с 1896
 Городец Механический завод К.В. Кузнецова до 1896
Одним из самых крупных промышленных предприятий Городца на рубеже XIX-XX веков был механический завод Константина Васильевича Кузнецова. Точная дата основания его неизвестна. По одним данным — 1850 год [Егоров Е.А. Указ.соч. С. 162], по другим — конец 1860-х или начало 1870-х годов [Шубин И.А. Указ.соч. С. 820]. Предприятие находилось рядом с заводом Рязанова. К сожалению, оно почти не сохранилось до настоящего времени. От него осталось здание заводоуправления, к которому ещё до революции была пристроена гимназия (оба здания заняты ныне школой № 1). На заводе К.В. Кузнецова изготовлялись машины для пароходов, клепались котлы и пароходные корпуса. Завод «занимался главным образом постройкой пароходных машин, которых сделал очень много; вместе с тем соорудил и несколько пароходов, как, напр., «Старателя» для Солина (позднее вошедшего в об-во «Кама»)» [Там же]. Отливались тут и чугунные навесы, до сих пор украшающие крылечки некоторых старых городецких домов.

Есть данные, что в 1890 году на предприятии было занято 170 рабочих [Революционное движение в с. Городце… С. 5]. Завод имел электрическое освещение, а также телефонную связь между домом владельца (ныне здание военкомата) и местом постройки судов на берегу Волги. Собкор «Волгаря» в ноябре 1895 года писал: «механический завод К.В. Кузнецова в настоящее время настолько поправился, что имеет новейшие приспособления по машиностроению, причём есть обширное котельное отделение» [Поволжские вести — Городец, 5 ноября // Волгарь. 1895. № 309. 10 ноября]. Однако, вложив немало средств в предприятие, в 1896 году Кузнецов умер, оставив после себя очень большие долги.

Новыми хозяевами завода стали купцы Пётр Федорович и Иван Петрович (старший) Облаевы, «из которых последний и заведывал заводом». При нём завод продолжал постройку пароходных машин.

По воспоминаниям старожилов, «заводом Облаева постройка пароходов продолжалась до 1903 года, так как в этом году умер его хозяин Иван Петрович Облаев, а сын его Александр Иванович, оставшись молодым, неподготовленным к ведению какого то бы дела, работы на заводе сокращал, а в 1906 году совсем завод закрыл…» [Краткая история Городецкого затона… Л.3 об. И.А.Шубин приводит другую дату смерти И.П.Облаева — 1902 г. (см.: Шубин И.А. Указ. соч. С. 820)].

Суда, построенные на данном предприятии

ПроектСтр. №ПостроеноНазваниеРег. №Приписка
Пароходы пассажирские и грузопассажирские 1896 Аскольд (Братья Дерюгины) 2436 (нет)
Пароходы пассажирские речные 1896 Рылеев (Олег, Конструктор Тюрин) Сталинград (Горький, (РСФСР), (Российская Империя), Городец)
Буксиры паровые 1896 ДНС-3 (Капитан Галкин, Автогигант, Двигатель, Старатель) 002509 Куйбышевский затон (Астрахань, Горький, (РСФСР), (Российская Империя))
Буксиры паровые 1901 Камбала 007480 Беломорск


К списку предприятий

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.