Водный транспорт

Механический завод "Людвиг Нобель"

К списку предприятий
Город: Санкт-Петербург  

На противоположной стороне Невы, на Выборгской стороне, несколько наискось от завода Э. Э. Нобиля находился завод Ишервуда (Шервуда), который состоял из литейной, механической и сборочной мастерских и дока для починки мелких судов. Людвиг Нобель, заработав немалые деньги на проведении процедуры банкротства завода отца, порученной ему кредиторами, взял в аренду этот завод, затем выкупил его и в 1862 г. создал собственное предприятие — Чугунно-медно-сталелитейный и котельный завод. Датой основания завода считается 1 октября 1862 г. Первоначально главной специализацией завода было чугунное и бронзовое литье, изготовление водопроводной арматуры (раковин, сифонов), батарей для отопления, чугунных печей Горни с водяным затвором. Отличным качеством работ завод обратил на себя внимание Артиллерийского ведомства. После исполнения первого заказа, стал постоянным поставщиком ведомства. С 1864 по 1867 гг. завод изготовил 63100 чугунных бомб. Производство лафетов началось в 1865 г.

Завод занимался изготовлением оружия и оборудованием заводов военного ведомства станками и машинами. В 1863 — 1864 гг. были изготовлены две водяные турбины для Сестрорецкого оружейного завода. В 1865 — 1866 гг. — двадцать бегунных фабрик с лежнями и реторты для обжигания угля для Охтенского порохового завода. В последующие годы завод Нобеля поставил Санкт-Петербургскому патронному заводу три гидравлических пресса, печи и четыре станка. Для Петербургского арсенала были сделаны несколько токарно-копировальных станков.

В 1870 г. На Всемирной мануфактурной выставке в СПб Л. Э. Нобель удостоился — высшей награды — права изображать Государственный герб. В 1875 г. Ему был пожалован орден Св. Анны II степени.

Завод активно работал в период перевооружения русской армии в конце 1870-х гг. В период 1881-1887 завод продолжал выпуск вооружения. В это же время внимание Л. Нобеля было отвлечено в сторону нефтяного дела.
В 1876 г. Л. Нобель занялся конструированием и изготовлением паровых насосов для перекачки нефтии другого оборудования, необходимого для модернизации нефтяного предприятия брата Роберта, находившегося в Баку.

В 1879 г. братья объединили капиталы и учредили "Акционерное товарищество нефтяного производства братьев Нобель" ("Бранобель") на основе нефтеперегонного завода в Баку. завод "Людвиг Нобель" стал больше ориентироваться на выпуск оборудования для нефтяной промышленности. Нобели объединили в одном предприятии добычу, переработку и транспортировку нефти, впервые в России построив нефтеналивной флот.
В 1882 г. Л. Нобель совместно с инженером Альфредом Тернквистом приспособил нефтяную форсунку для сжигания мазута, остаточного продукта перегонки нефти. Форсунка использовалась при эксплуатации паровозов и пароходов, кроме того "нобелевская горелка" для обогрева домов, для пекарен и кухонных плит.
С 1883 г. концерн Нобилей вытеснил с российского рынка американскую компанию Д. Рокфеллера "Стандарт Ойл".
В 1879 г. Л. Нобель первым в России начал выпуск колес с резиновыми шинами.
Людвиг Эммануилович Нобель скончался 31 марта 1888 г. на 57 году жизни. После его смерти дела перешли к двум старшим сыновьям Эммануилу и Карлу: Э. Л. Нобель продолжил вести дело Товарищества Братьев Нобель, А К. Л. Нобель – дела завода. Особого развития достигло в это время изготовление паровых машин, котлов, задвижек, различной арматуры подъемных приспособлений и пр. Карл Людвигович, как инженер, следил за всеми новостями техники и обратил свое внимание на керосиновые двигатели, изготовление которых и устроил на своем заводе. В 1893 г. На Всемирной выставке завод получил две золотые медали: за форсунки и за керосиновый двигатель.

В 1888 г. К.Л. Нобель задумал установить на заводе производство сепараторов. Им был заключен договор по которому заводу было предоставлено исключительное право по всей России изготовления и продажи сепараторов. Спустя несколько лет сепараторы были освобождены от пошлины и изготовление их в России оказалось невозможным, изготовление сепараторов было прекращено, но продажи продолжались. Впоследствии, когда дело достигло больших размеров, оно было выделено в особое предприятие – Торговый дом под фирмой «Альфа-Нобель».

Карл Людвигович скончался в 1894 г. И с того времени ведение завода перешло в руки Эммануила Людвиговича. Эммануэль получил образование в Технологическом институте в Стокгольме, стажировался на предприятиях Германии и Швейцарии. С 1877 г. работал на заводе отца, с 1887 г. возглавлял нефтяную компанию. В это время русская заводская промышленность начала переживать кризис. Э. Л. Нобель нашел необходимым ввести на заводе новые специализации. Завод приступил к изготовлению быстроходных скальчатых насосов, вводится изготовление двигателей Дизеля. В 1898 г., заплатив огромные по тем временам деньги, Нобель купил лицензию на двигатель внутреннего сгорания Рудольфа Дизеля. Получив чертежи 20-сильного двигателя, нобель внес конструктивные изменения в двигатель, который теперь мог работать на нефте, а не на керосине. С 1899 г. завод развернул массовое производство дизелей. В 1900 г на Всемирной выставке в Париже двигатель Дизеля получил Гран-при, чему способствовало известие, что завод Нобиля в Петербурге наладил выпуск двигателей, работавших на сырой нефти. Этот двигатель получил в Европе название "русский дизель".

На Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г. ТД «Людвиг Нобель» в третий раз присуждается право изображать Государственный герб.

Главным достижение Нобиля и его инженеров стало изменение конструкции дизеля на реверсный, что позволило использовать дизель-моторы в качестве судовых машин.
В 1908 г на заводе были изготовлены два двигателя для подводной лодки "Минога" — она была построена на Балтийском судостроительном заводе по проекту конструктора Ивана Бубнова и стала первой в мире дизельной подводной лодкой. Следующие реверсные двигатели были установлены на подводной лодке "Акула". затем Нобель стал оснащать ими свои нефтеналивные суда.

После революции Нобели навсегда покинули Россию. Завод был национализирован и получил название "Русский дизель".

Суда, построенные на данном предприятии

ПроектСтр. №ПостроеноНазваниеРег. №Приписка
Буксиры паровые 1865 Техникъ 3427 / нет (Российская Империя)
Тип Баржи металлические (непроектные, постройка до 1945 года), проект Баржа металлическая (г/п от 250 т) 1940 4545 047709 Ленинград


К списку предприятий

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.