восстанавливается в качестве мемориала в с.Артыбаш
Renames:
Шефъ → 1916 Св. Инокентий → 1920
Паровая яхта. Мощность паровой машины — 12 л.с. Скорость яхты — 10-12 км/час. Число пассажиров — 6 человек.
В 1915г. доставлен по железной дороге до Бийска, разобран и на подводах перевезен в с.Артыбаш. Там собран и в 05.1913 спущен в воды Телецкого озера. С 1918 по 1925 эксплуатировался в Бийске, после чего вернулся на Телецкое озеро. Перед Великой Отечественной войной паровая машина заменена на бензиновый двигатель, который с началом войны демонтирован для оборонных нужд. В 1941-44 судно эксплуатировалось в качестве несамоходной баржи.
Information about the vessel is given on the basis of publicly available sources and observations of users of this site. Site Administration has no associations with these sources and not responsible for this data. The information here may be invalid or outdated.
Остатки сохраненного котла от яхты установлены в качестве памятника на территории Алтайского государственного заповедника в пос. Яйлю - http://fleetphoto.ru/photo/29965/
Так "от нечего делать" порылся в Интернете..., - с 1900 по 1913 годы - "Шефъ" (владелец - до 1910 года - Петр Аркадьевич Столыпин, затем с 1912 года -Голландская Наталья Васильевна).... с 1913 по 1920 - "Святой Иннокентий" (владелец Епископ Бийский и Алтайский Иннокентий (Соколов), с 1920 года по 1936 - "Партизан" (с 1925 года владелец - колхоз "Алтын-Кель"), с 1936 по 1944 год - "Заповедник" (владелец - Алтайский государственный заповедник) Перед Великой Отечественной войной паровая машина (изготовленная в свое время в Италии) заменена на бензиновый двигатель от автомобиля "ЗИС-5"....
С 1949 года по 1952 год, опять же с двигателем от "ЗИС-5", его пытались запустить в эксплуатацию, но она оказалась нерентабельной - за все это время он сделал всего лишь несколько рейсов.... В первую же навигацию использования корпуса судна в качестве баржи, его выбросило на берег... Затем корпус из пос. Яйлю был перевезен в поселок Иогач, где непродолжительное время с обрезанной кормой использовался как отстойник-накопитель на местной электростанции.... Пролежав более двадцати лет как металлолом, был перетащен по просьбе отца Сергия (батюшка при церкви в пос. Артыбаш), под на берег озера у ограды церкви в пос. Артыбаш для возможной работы по восстановлению хотя бы в качестве макета первого (и пока последнего) парового судна на Телецком озере....
1 марта 1924 г. Советская Сибирь № 51 писала: Передача Бийскому уисполкому пароходов. По докладу Сибплана, Сибревкома постановил передать Бийскому уисполкому у для обслуживания переправы у гор. Бийска - пароходы «Партизан" и "Евгений", числящиеся ныне в инвентаре сибгоспароходства.
Тут меня уже поправили..., - в 1918 году группа неизвестных самовольно перегнала катер в Бийск, где ему присвоили имя "Партизан" и он некоторое время проработав там встал, т.к. из-за большой килеватости и осадки корпуса, мелководности Бии и отсутствия оборудованных причалов, эксплуатация его была очень неудобна.... Поэтому в 1925 году (О.А. Алекин) "Партизан" вновь, уже 2-й раз своим ходом доставили на Телецкое озеро.... (Может "неизвестные люди" и есть то самое Сибгоспароходство....) Тогда получается, что с 1913 по 1918 - "Святой Иннокентий", а с 1918 года по 1936 - "Партизан"....
Цитата (Яр-100, 13.03.2016): > с 1913 по 1920 - "Святой Иннокентий" (владелец Епископ Бийский и Алтайский Иннокентий (Соколов)
Согласно спискам МПС на 1 января 1915 и 1917 гг.: "Шефъ" - владелец Голанскова Н.В. г. Бийск, знак МПС № 114/1, место плавания - Телецкое озеро. По этим же источникам был один "Св. Иннокентий" - туэр Томского округа путей сообщения на Казачинском пороге Енисея.
Ну, а я что могу поделать, то что написано, то и скопировал - Епископ Бийский и Алтайский Иннокентий (Соколов), бывший начальником Алтайской Духовной миссии с поручением управления Челушманским монастырём, выплатил госпоже Голландской полную стоимость катера, и катер стал собственностью миссии. Сменился не только хозяин, но и имя – новое его название - «Святой Иннокентий». В той "тьмутаракани" очевидно было не до оформления соответствующей документации, да и кому это там в горах нужно было проверять.... Может схемы какие непрозрачные как и сейчас были....
Попалась газета с информацией, наверное про это судно: Газета "Жизнь Алтая" №96 от 4 мая 1911 г. Неудача с лодками. Несколько дней тому назад в Бийск пароход "Кормилец" привел моторную лодку Кабинета Его Величества, которая предназначается для Телецкого озера. Лодка куплена в Петербурге и, говорят, за нее уплачена солидная сумма. Вот уже несколько дней бьются над ней все наличные в Бийске техники, но пустить в ход не могут. Не везет с моторными лодками для Телецкого озера! Ранее по поручению преосвещенного Макария в Петербурге куплена была священиком Майковым никуда негодная лодка, которая так и брошена. Не постигнет ли участь первой и вторую.
По дате появления яхты на самом Телецком озере вроде бы сходится... Но в итоге все у них там запустилось, потому что один из источников пишет, что "Весной он своим ходом проплыл по Оби и Бии до порогов. Дальше, как рассказывают, перед каждым порогом снимали с парохода паровую машину и котел, ставили их на специальные сани и лошадьми обтаскивали каждый порог. Облегченный корпус бичевой волокли через пороги...." Вроде бы, по памяти, там семь порогов более-менее серьезных на 70-ти километровом отрезке от судоходной части реки Бия до озера - и что перед каждым было снятие-установка, или волокли механизмы и судно по отдельности...
Цитата (Яр-100, 15.03.2016): > В той "тьмутаракани" очевидно было не до оформления соответствующей документации, да и кому это там в горах нужно было проверять....
Согласно источникам МПС "Шефъ" до 1917 г. не проходил освидетельствование. Возможно Вы правы, комиссия по освидетельствованию судна по причине труднодостуности не добралась в "глухой" угол. Такое случалось и в более обжитых местах. Но заполнить бланк "Опросного листка" и выслать почтой или другой оказией в ближайшую контору МПС могли бы. Формально, на 1 января 1917 г. "Шефъ" свое имя и владельца не менял.
Вот еще нашел: 14 июля 1912 года Жизнь Алтая №156: Нынче, как отмечает "Алтай" (газета) для Чулышманского монастыря, мать настоятеля этого монастыря, г-жа Н.В. Голландская, приобрела паровой катер, который ходил по Неве и Финскому заливу. 7 июля в 2 часа ночи катер вышел из Бийска на Телецкое под управлением лесопромышленника г-на Истомина , взявшегося во что бы-то ни стало доставить его. Как оказывается, отправились в путь не обследовав даже его посадки, и только в пути узнали, как передает г-н Истомин, что катер может идти только на одиннадцати четвертях глубины воды. В течение двух дней удалось пройти только до с. Усятского, где теперь, после неудачной попытки подняться через один сравнительно с верхним, маленький порог (перекат) , он лежит на боку на одной из отмелей, куда его забросило вовремя обратного спуска с переката. Катер теперь в силу каких-то условий заключенных г-жей Голландской с местным купцом И.П. Соломиным, поступает в собственность последнего, который вчера послал туда людей для того чтобы снять его с мели и поставить в безопасное место или, если будет возможно, доставить в Бийск.
Цитата (Виктор-nsk, 10.04.2016): > условий заключенных г-жей Голландской с местным купцом И.П. Соломиным
Дальнейшие события таковы: госпожа Голландская, уплатив г. Соломину 2 278 рублей, попросила его доплату 1 000 рублей подождать. Он на это согласился, отсрочив платеж на 1,5 месяца, но не иначе как с передачей всех документов о покупке катера на его имя с предоставлением %, обещая по уплате ему 11 % (с долга) документы возвратить. Будучи в безвыходном положении, госпожа Голландская согласилась на эти условия. Но когда ей удалось достать означенные деньги раньше условленного срока и предложить их Соломину, то последний сказал, что катер он купил, деньги Голландской все сполна за него уплатил, и более никакого дела с ней иметь не желает.Слова г. Соломина как громом поразили Наталью Васильевну и вот в глубокой скорби и со слезами, она обратилась к бийскому исправнику с просьбой помочь ее горю. К счастью, исправник принял горячее участие в этом деле. Благодаря умелым приемам исправника, все документы госпожи Голландской были возвращены и в настоящее время катер, вследствие мелководья, доставляется в разобранном виде сухим путем из Бийска на Телецкое озеро”.
03 мая 1913 года "Жизнь Алтая" № 96: "Паровой катер "Шеф", принадлежащий Чулышманскому монастырю доставлен на Телецкое озеро частями, собран, машина установлена, каюты отделаны. Таким образом, с нынешнего лета лодочное сообщение по озеру может быть заменено паровым."
+1
+1 / –0
Your comment
Please do not discuss political topics or you will be banned for 1 month!
Link