восстанавливается в качестве мемориала в с.Артыбаш
Переименования:
Шефъ → 1916 Св. Инокентий → 1920
Паровая яхта. Мощность паровой машины — 12 л.с. Скорость яхты — 10-12 км/час. Число пассажиров — 6 человек.
В 1915г. доставлен по железной дороге до Бийска, разобран и на подводах перевезен в с.Артыбаш. Там собран и в 05.1913 спущен в воды Телецкого озера. С 1918 по 1925 эксплуатировался в Бийске, после чего вернулся на Телецкое озеро. Перед Великой Отечественной войной паровая машина заменена на бензиновый двигатель, который с началом войны демонтирован для оборонных нужд. В 1941-44 судно эксплуатировалось в качестве несамоходной баржи.
Информация о судне указана на основании общедоступных источников и наблюдений пользователей сайта. Администрация сайта никак не связана с данными источниками и не несёт ответственности за эти сведения. Приведённая здесь информация может быть ошибочной или устаревшей.
Остатки сохраненного котла от яхты установлены в качестве памятника на территории Алтайского государственного заповедника в пос. Яйлю - http://fleetphoto.ru/photo/29965/
Так "от нечего делать" порылся в Интернете..., - с 1900 по 1913 годы - "Шефъ" (владелец - до 1910 года - Петр Аркадьевич Столыпин, затем с 1912 года -Голландская Наталья Васильевна).... с 1913 по 1920 - "Святой Иннокентий" (владелец Епископ Бийский и Алтайский Иннокентий (Соколов), с 1920 года по 1936 - "Партизан" (с 1925 года владелец - колхоз "Алтын-Кель"), с 1936 по 1944 год - "Заповедник" (владелец - Алтайский государственный заповедник) Перед Великой Отечественной войной паровая машина (изготовленная в свое время в Италии) заменена на бензиновый двигатель от автомобиля "ЗИС-5"....
С 1949 года по 1952 год, опять же с двигателем от "ЗИС-5", его пытались запустить в эксплуатацию, но она оказалась нерентабельной - за все это время он сделал всего лишь несколько рейсов.... В первую же навигацию использования корпуса судна в качестве баржи, его выбросило на берег... Затем корпус из пос. Яйлю был перевезен в поселок Иогач, где непродолжительное время с обрезанной кормой использовался как отстойник-накопитель на местной электростанции.... Пролежав более двадцати лет как металлолом, был перетащен по просьбе отца Сергия (батюшка при церкви в пос. Артыбаш), под на берег озера у ограды церкви в пос. Артыбаш для возможной работы по восстановлению хотя бы в качестве макета первого (и пока последнего) парового судна на Телецком озере....
1 марта 1924 г. Советская Сибирь № 51 писала: Передача Бийскому уисполкому пароходов. По докладу Сибплана, Сибревкома постановил передать Бийскому уисполкому у для обслуживания переправы у гор. Бийска - пароходы «Партизан" и "Евгений", числящиеся ныне в инвентаре сибгоспароходства.
Тут меня уже поправили..., - в 1918 году группа неизвестных самовольно перегнала катер в Бийск, где ему присвоили имя "Партизан" и он некоторое время проработав там встал, т.к. из-за большой килеватости и осадки корпуса, мелководности Бии и отсутствия оборудованных причалов, эксплуатация его была очень неудобна.... Поэтому в 1925 году (О.А. Алекин) "Партизан" вновь, уже 2-й раз своим ходом доставили на Телецкое озеро.... (Может "неизвестные люди" и есть то самое Сибгоспароходство....) Тогда получается, что с 1913 по 1918 - "Святой Иннокентий", а с 1918 года по 1936 - "Партизан"....
Цитата (Яр-100, 13.03.2016): > с 1913 по 1920 - "Святой Иннокентий" (владелец Епископ Бийский и Алтайский Иннокентий (Соколов)
Согласно спискам МПС на 1 января 1915 и 1917 гг.: "Шефъ" - владелец Голанскова Н.В. г. Бийск, знак МПС № 114/1, место плавания - Телецкое озеро. По этим же источникам был один "Св. Иннокентий" - туэр Томского округа путей сообщения на Казачинском пороге Енисея.
Ну, а я что могу поделать, то что написано, то и скопировал - Епископ Бийский и Алтайский Иннокентий (Соколов), бывший начальником Алтайской Духовной миссии с поручением управления Челушманским монастырём, выплатил госпоже Голландской полную стоимость катера, и катер стал собственностью миссии. Сменился не только хозяин, но и имя – новое его название - «Святой Иннокентий». В той "тьмутаракани" очевидно было не до оформления соответствующей документации, да и кому это там в горах нужно было проверять.... Может схемы какие непрозрачные как и сейчас были....
Попалась газета с информацией, наверное про это судно: Газета "Жизнь Алтая" №96 от 4 мая 1911 г. Неудача с лодками. Несколько дней тому назад в Бийск пароход "Кормилец" привел моторную лодку Кабинета Его Величества, которая предназначается для Телецкого озера. Лодка куплена в Петербурге и, говорят, за нее уплачена солидная сумма. Вот уже несколько дней бьются над ней все наличные в Бийске техники, но пустить в ход не могут. Не везет с моторными лодками для Телецкого озера! Ранее по поручению преосвещенного Макария в Петербурге куплена была священиком Майковым никуда негодная лодка, которая так и брошена. Не постигнет ли участь первой и вторую.
По дате появления яхты на самом Телецком озере вроде бы сходится... Но в итоге все у них там запустилось, потому что один из источников пишет, что "Весной он своим ходом проплыл по Оби и Бии до порогов. Дальше, как рассказывают, перед каждым порогом снимали с парохода паровую машину и котел, ставили их на специальные сани и лошадьми обтаскивали каждый порог. Облегченный корпус бичевой волокли через пороги...." Вроде бы, по памяти, там семь порогов более-менее серьезных на 70-ти километровом отрезке от судоходной части реки Бия до озера - и что перед каждым было снятие-установка, или волокли механизмы и судно по отдельности...
Цитата (Яр-100, 15.03.2016): > В той "тьмутаракани" очевидно было не до оформления соответствующей документации, да и кому это там в горах нужно было проверять....
Согласно источникам МПС "Шефъ" до 1917 г. не проходил освидетельствование. Возможно Вы правы, комиссия по освидетельствованию судна по причине труднодостуности не добралась в "глухой" угол. Такое случалось и в более обжитых местах. Но заполнить бланк "Опросного листка" и выслать почтой или другой оказией в ближайшую контору МПС могли бы. Формально, на 1 января 1917 г. "Шефъ" свое имя и владельца не менял.
Вот еще нашел: 14 июля 1912 года Жизнь Алтая №156: Нынче, как отмечает "Алтай" (газета) для Чулышманского монастыря, мать настоятеля этого монастыря, г-жа Н.В. Голландская, приобрела паровой катер, который ходил по Неве и Финскому заливу. 7 июля в 2 часа ночи катер вышел из Бийска на Телецкое под управлением лесопромышленника г-на Истомина , взявшегося во что бы-то ни стало доставить его. Как оказывается, отправились в путь не обследовав даже его посадки, и только в пути узнали, как передает г-н Истомин, что катер может идти только на одиннадцати четвертях глубины воды. В течение двух дней удалось пройти только до с. Усятского, где теперь, после неудачной попытки подняться через один сравнительно с верхним, маленький порог (перекат) , он лежит на боку на одной из отмелей, куда его забросило вовремя обратного спуска с переката. Катер теперь в силу каких-то условий заключенных г-жей Голландской с местным купцом И.П. Соломиным, поступает в собственность последнего, который вчера послал туда людей для того чтобы снять его с мели и поставить в безопасное место или, если будет возможно, доставить в Бийск.
Цитата (Виктор-nsk, 10.04.2016): > условий заключенных г-жей Голландской с местным купцом И.П. Соломиным
Дальнейшие события таковы: госпожа Голландская, уплатив г. Соломину 2 278 рублей, попросила его доплату 1 000 рублей подождать. Он на это согласился, отсрочив платеж на 1,5 месяца, но не иначе как с передачей всех документов о покупке катера на его имя с предоставлением %, обещая по уплате ему 11 % (с долга) документы возвратить. Будучи в безвыходном положении, госпожа Голландская согласилась на эти условия. Но когда ей удалось достать означенные деньги раньше условленного срока и предложить их Соломину, то последний сказал, что катер он купил, деньги Голландской все сполна за него уплатил, и более никакого дела с ней иметь не желает.Слова г. Соломина как громом поразили Наталью Васильевну и вот в глубокой скорби и со слезами, она обратилась к бийскому исправнику с просьбой помочь ее горю. К счастью, исправник принял горячее участие в этом деле. Благодаря умелым приемам исправника, все документы госпожи Голландской были возвращены и в настоящее время катер, вследствие мелководья, доставляется в разобранном виде сухим путем из Бийска на Телецкое озеро”.
03 мая 1913 года "Жизнь Алтая" № 96: "Паровой катер "Шеф", принадлежащий Чулышманскому монастырю доставлен на Телецкое озеро частями, собран, машина установлена, каюты отделаны. Таким образом, с нынешнего лета лодочное сообщение по озеру может быть заменено паровым."
+1
+1 / –0
Ваш комментарий
За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт. Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Ссылка