FleetPhoto
Иосиф Сталин. Модели гражданских судов
(модель)
Нижегородская область, Нижний Новгород
Музей Волжского Государственного Университета водного транспорта

Author: Андрей С.           Date: May 15, 2014

Statistics

License: Copyright ©
Published 29.05.2014 16:52 MSK
Views — 2436
Detailed info


Иосиф Сталин

Class:Графъ
Home Port:Gorky  
Built:1909
Withdrawn:27.08.1942
Scrapped:1943
Builder:
Nizhniy Novgorod
Current state:Сгорело после обстрела, разобрано
Renames:Графиня → 1930
В конце августа 1942 года пароход вместе с двумя другими волжскими судами Парижская коммуна и Михаил Калинин участвовал в эвакуации жителей осаждённого Сталинграда. 27 августа во время рейса из Сталинграда в Куйбышев в пароход попал под обстрел немецких войск. Из воспоминаний Никиты Георгиевича Ягодкина, политрука парохода:
«Все три пассажирских судна снялись с якорей и взяли курс вверх по Волге. Впереди шли Михаил Калинин и Парижская коммуна, соблюдая между собой дистанцию. Пароход Иосиф Сталин шёл последним. Немцы к этому времени вышли на берег реки в районе Окатовка — Рынок. Их орудия простреливали Волгу. Когда проходили мимо этого места, суда подверглись обстрелу противника. Михаил Калинин и Парижская коммуна на полном ходу проскочили опасную зону, хотя и получили некоторые повреждения. Идущий сзади пароход Иосиф Сталин подвергся более усиленному обстрелу противника и встал на мель. Тогда на пароход обрушился ураганный огонь, и он загорелся. Капитан И.С. Рачков усиленно готовил команду судна к сложному рейсу: рассказал о предстоящем рейсе в Куйбышев, поставил конкретные задачи перед членами экипажа, затем выслушал информацию механика о техническом состоянии судна, о полной готовности к действию противопожарных средств и средств спасения людей на воде. Особо капитан обратил внимание команды на то, чтобы не поддаваться панике в случае осложнения обстановки.
Для прикрытия с воздуха пароход имел только одну зенитную установку, расчёт которой вел огонь по немецким огневым точкам. Но силы были неравные. Рубка была обложена мешками с песком, но вскоре она была разрушена орудийным огнем врага. Стоящий на боевом посту, в рубке, капитан Рачков был смертельно ранен.
Положение парохода стало гибельным, потому что один из многочисленных снарядов попал в машинное отделение, вызвал пожар и вывел из строя механизм подачи воды, так что тушить пожар было нечем, хотя командой и принимались все меры к спасению судна. Спасательная группа в труднейших условиях помогала попавшим в беду женщинам и детям. Положение осложнялось тем, что выше горящего парохода был подорван миной караван с горючим, поверхность реки была покрыта горящим мазутом, и вскоре вокруг судна образовалось огненное кольцо. Расчет зенитной установки находился на верхней палубе. Когда же на судне оставаться стало невозможно и бесполезно, расчет снял казённую часть пулемета и, привязав его к деревянному предмету, сбросил в воду. Воины привязали тело капитана Рачкова к дивану-скамейке и спустили в воду. Штурман дал команду всем покинуть судно и сам последним сошёл с него, захватив судовой журнал. Вместе с экипажем судно покинул и пулеметный расчет. Тело капитана Рачкова было обнаружено у левого берега весной 1943 года...
Information about the vessel is given on the basis of publicly available sources and observations of users of this site. Site Administration has no associations with these sources and not responsible for this data. The information here may be invalid or outdated.

Camera Settings

Show all EXIF tags

Comments · 1

01.01.2016 00:28 MSK
Link
No photos
ВУЗ переименовали. Сейчас это Волжский Государственный Университет водного транспорта (ВГУВТ). Подпись под фото наверно надо отредактировать.
Thanks! Taken into account
0
+0 / –0

Your comment

Please do not discuss political topics or you will be banned for 1 month!
You need to log in to write comments.