FleetPhoto
 Russia, Azov-Don basin

Voronezh

Entire list of vessels with this home port

<b>История речного транспорта в Воронеже.</b>
<p>В 1695 году царь Петр I с большой армией совершил поход под Азов. Но русским войскам не удалось овладеть этой турецкой крепостью. Вражеский флот беспрепятственно плавал в Азовском море и снабжал оружием, боеприпасами, продовольствием турецких солдат в Азове. Было ясно, что для овладения Азовом России нужен военный флот. Флот решили строить у Воронежа. Осенью 1695 года русская армия прекратила осаду Азова. Зимой под Воронежем началось строительство флота. Воронежцы оказались умелыми плотниками-судостроителями. Они имели богатый опыт в строительстве речных судов.

<p>Царь Петр I приказал собрать к Воронежу на строительство кораблей более 20 тысяч крестьян и мелких служилых людей из окрестных городов и сел. Сам царь и дворяне, руководившие постройкой кораблей, жестоко обращались со строителями-крестьянами. Многие крестьяне бежали в леса. Пойманных возвращали на верфи, били батогами (палками) и кнутом.

<p>К весне 1696 года в Воронеже были готовы два больших военных корабля и несколько десятков мелких. Русская армия вновь направилась к Азову. На этот раз русский флот отрезал осажденную крепость от моря. Турецкие корабли не смогли помочь Азову. Они не решились вступить в бой с молодым русским флотом. Азов был взят, Россия получила выход к морю.

<p>Через несколько лет началась длительная война России со Швецией (Северная война). Петр I стал создавать флот и на Балтийском море, но колыбелью русского военного флота по праву считается Воронежский край.

<p>Строительство парусных военных кораблей велось в Воронежском крае 15 лет (1696—1711 гг.). Были устроены новые верфи. Одна из них находилась у села Таврова близ устья реки Воронежа, другая — у нового города Павловска, там, где в Дон впадает река Осередь.

<p>В 1711 году после неудачного Прутского похода Петра I Россия вновь на некоторое время вынуждена была отдать Азов туркам. В связи с этим кораблестроение под Воронежем прекратилось.

<p><b>Краткий обзор речного судоходства в Воронеже.</b>

<p>Некоторое время назад в Воронеже было достаточно неплохо развито речное судоходство. Суда ходили по реке Дон, по Воронежскому водохранилищу, было также судоходство и вверх по реке Воронеж. Осуществлялись как пассажирские рейсы, так и грузовые.

<p>Условно можно выделить два периода развития водного транспорта: настоящие дни и советское время

<p><b>Судоходство в наши дни.</b>

<p><i>Река Дон.</i>
<p>Преимущественно развито грузовое судоходство. Курсируют бурсиры-толкачи с баржами и плавучие краны, а также мелкие пароходы. Работают многочисленные земснаряды на территории Воронежской области. Часть судов участвует в добыче глины, которую потом свозят к берегу и грузят на баржи.

<p><i>Река Воронеж.</i>
<p>Грузовое судоходство сегодня практически прекращено, однако плавают различные пассажирские суда, различные по размерам. Заплывают они с водохранилища.

<p><i>Воронежское водохранилище</i> — это кладезь воронежского судоходства, по обоим берегам расположены небольшие пристани катеров и трамваев. Воронежское водохранилище снабжено шлюзами и водонапорной плотиной для согласования разноуровнего судоходства.

<p><i>Правый берег.</i>
<p><i>Адмиралтейская площадь.</i>
<p>Одно из наиболее известных мест скопления речного транспорта, где находится одна из крупнейших в Воронеже речных стоянок; однако технических средств для ремонта, подъема/спуска на воду нет. Пассажирские трамваи отчаливают от речного вокзала каждые несколько часов. Речной вокзал находится у нас возле Чернавского моста и представляет собой площадку для приёма и оправки судов. Катер набирает необходимое количество туристов (около 30 человек), и отплывает на часовую прогулку. Цена такой поездки составляет 250 рублей для взрослых. Маршрут проходит от Чернавского моста через Петровский остров к поселку Песчановка через Вогресовский мост.

<p>Кроме этой речной организации есть ряд других. Они сосредоточены в разных местах водохранилища. Обычные катера есть на пути от Адмиралтейской площади до Вогресовского моста и расположены они недалеко от речного рынка.

<p>Существуют большие пристани на пути от Чернавского моста к Северному мостовому переходу. Среди судов, расположенных на данной пристани, есть некоторое подобие земснаряда — технического судна для промывки и углубления фарватера судоходных рек. Напоминает гараж с кабиной от подъемного крана. Рядом валяются приписанные к нему трубы и прочий хлам. Вероятно самодельный.

<p>У Северного мостового перехода расположена частная пристань с теплоходом и частными катерами.

<p><i>Левый берег.</i>

<p>В парке Алые Паруса расположена крупная пристань, оснащённая судоподъёмными устройствами. На воде базируются речные трамваи.

<p> На Придаченской дамбе возле Чернавского моста расположен центр подготовки водолазов. В данном центре расположено достаточно большое количество разноразмерных судов, среди которых есть баржа Буревестник, большое многопалубное техническое судно, несколько мелких катеров и военный катер тральщик типа КТЩ.

<p> Кроме того, на Левом берегу Воронежа стоит несколько кораблей возле воронежского гидроузла, один из которых является научно-исследовательским.

<p><b>Судоходство в советский период.</b>

<p>Как и во многих городах, в Воронеже было регулярное судоходство. По берегу водохранилища были построены небольшие площадки для приёма и отправки небольших пассажирских судов, их можно увидеть и сейчас. Их количество и расположение говорит о том, что маршрутов было довольно много и обеспечивалось это довольно приличным количеством речного транспорта. Среди них были типичные пассажирские суда типа Москвич, Заря, Зарница и многие другие.

<p>Существовало также грузовое судоходство. Так, отправлялись грузовые суда в Липецк. Один из сухогрузов, следовавший в этот город когда-то утонул в северной части водохранилища и теперь очень мешает судоходству, располагаясь на дне водохранилища. Для обеспечения грузосудоходства был создан небольшой порт на месте существующей стоянки кораблей возле Адмиралтейской площади на Правом берегу Воронежского водохранилища.


Ship Building Facilites




New Photos

2
2
2