Водный транспорт

Тип Москвич (М, С, Т, ПТ)


Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа
 
 
 

Пассажирский теплоход мощностью 150 л.с.

Тип судна: пассажирский катер полузакрытого типа с двухэтажным размещением пассажиров, надстройками, частично утопленными в корпус, кокпитом в корме, прикрытым тентом.

Назначение судна: городские и пригородные пассажирские перевозки на короткие расстояния.

Место постройки:
Московский ССЗ (РСФСР, г. Москва) — 515, 544;
Херсонский ССРЗ им. Коминтерна (УССР, г. Херсон) — 544;
Самусьская РЭБ (сейчас Самусьский ССРЗ) (РСФСР, Томская обл., пос. Самусь) — 544;
Бобруйский СРЗ (БССР, г. Бобруйск) — 544;
Каунасский ССРЗ (Литовская ССР, г. Каунас) — 544;
Благовещенская РЭБФ им. Ленина (РСФСР, Амурская обл., г. Благовещенск) — сборка;
Тюменский СЗ (СФСР, г. Тюмень);
Листвянская судоверфь им.Ярославского (РСФСР, Иркутская обл., пос. Листвянка).

Класс Регистра: "Р"

Характеристики:
Проект 515 / 544
Длина: 22,2 / 27,25 м
Ширина: 4,8 м
Высота борта: 1,4 м
Высота габаритная: 5,2 / 5,09 м
Водоизмещение в грузу: 45,5 / 53,1 т
Осадка средняя в грузу: 0,88 / 0,9 м
Водоизмещение порожнем: 33,75 / 39,8 т
Осадка средняя порожнем: 0,71 / 0,74 м
Пассажировместимость: 131 / 133 чел
Экипаж: 2 чел
Мест для экипажа: 3
Автономность: 3 сут
Скорость: 19 / 17 км/ч
Тип ГД: 3Д6 / 3Д6, 6ЧСП18/22 или 6L160PNS
Мощность ГД: 1х110 / 1х110, 1х110 или 1х140 кВт

_____________________________________________________________________________________________

Проект теплохода разработан ЦТКБ Минречфлота РСФСР в 1947г.
Серия прогулочных теплоходов «Москвич» (проекты 515, 544, 544М) выпускалась с 1949 по 1954 г. на Московским судоремонтно-судостроительноем заводе (МССЗ). Теплоходы проекта 544 строились и позднее, в течение многих лет на разных заводах СССР (например в Херсоне). Теплоходы херсонской постройки получали обозначение «тип ПТ», хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544). Теплоходов "Москвич" было построено более пятисот.

«Москвичи» не получали собственные названия, для их идентификации использовалась комбинация из буквы М и порядкового номера судна, например М-270. В девяностых годах некоторые «Москвичи», проданные частным владельца, получили собственные имена.

Теплоходы этого типа эксплуатировались в основном как прогулочно-экскурсионные суда, а также в режиме общественного транспорта. И в настоящее время многие из этих судов находятся в эксплуатации. Теперь они часто являются собственностью частных компаний и, будучи переоборудованы соответствующим образом, используются для проведения корпоративных вечеринок и других подобных мероприятий.

_____________________________________________________________________________________________

Модификации.

Кроме Москвы, суда этого типа строились в Херсоне, Тюмени, в посёлках Самусь близ Томска и Листвянка на Байкале, а так же в Благовещенске, Бобруйске (Белоруссия) и Каунасе (Литва). Суда херсонской, самусьской и благовещенской постройки получали обозначение «тип ПТ» (например «ПТ-150»), хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544). Тюменские "Москвичи" обозначались буквой "Т". Суда бобруйской постройки обозначались литерой "С". Литовским судам проекта 544 присваивались собственные имена. Для повышения безопасности, на некоторых "Москвичах" сибирской и дальневосточной постройки вместо окон салонов стали устанавливать иллюминаторы.

Суда с обозначением "ПТ" следует отличать от открытых судов для переправ проекта 792, также получавших обозначения "ПТ".

В Бобруйске специализировались на выпуске мелкосидящей модификации "Москвича" для рек и озёр Белоруссии и Украины. Суда этой разновидности можно всретить в Виннице ("Ляля Ратушна" и Н.И.Пирогов"), Тернопольском озере ("Герой Танцоров"), в Гродно ("Ольга Соломова") и др.

В тогдашнем Ленинграде выпускалась несколько изменённая версия «Москвичей» на аналогичном корпусе, отличавшаяся другой надстройкой с уменьшенным габаритом по высоте. Эти суда имели обозначение "Л" (например, Л-14) и известны как тип «Ленинградец», проект 564. В отличие от «Москвичей», «Ленинградцы» не имеют открытых палуб. У «Москвичей» выход на причал находится над машинным отделением, а у "Ленинградцев" машинное отделение сделали в виде небольшого отсека под рубкой рулевого и внутри входной площадки, а уровень этой площадки понижен до привального бруса.




«Москвич» в кинематографе

Будучи довольно распространённым типом судов, теплоходы этого типа неоднократно попадали в кадр при съёмке художественных фильмов.

"Свет далёкой звезды" — 1964 год
"Чучело" — 1983 год, теплоход М-270
"Ночной дозор" — 2004 год, теплоход М-43
"Московская сага" — 2004 год, теплоход М-33
"Ошибка резидента" — 1968 год, т/х «Дружба»
"Три тополя на Плющихе" — 1967 год, теплоходы М-250, М-184, М-182
"Леон Гаррос ищет друга" — 1960 год, неопознанный "Москвич" на Москва-реке
"Не послать ли нам гонца?" — 1998 год

Катастрофы.

6 октября 1968 года в Чебоксарах на Волге после столкновения с рефрижератором затонул теплоход М-176 Волжского объединенного пароходства. Погиб 51 человек, пострадали 10.

http://pascal-entering.ru/wiki/index.php/Москвич_(тип_речных_судов)
Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа

Подразделы

○ Проект 515
○ Проект 544
○ Проект М-21Т


Таблица судов типа

Сортировать по: Дате постройки  ·  Месту постройки  ·  Году и месту постройки  ·  Модификации  ·  Последнему названию  ·  Первому названию  ·  Редакторская сортировка

««1 ··· 3456789 ··· 15»»
ПроектСтр. №ПостроеноСписаноНазваниеДатаПриписка
544С-1311953М-119
12.1981
Москва
03.1962
Саратов
06.1956
01.1955
544С-1321953М-120
нач. 1960-х гг.
Горький
01.1955
544С-1341953Юнармеец Вологды
≤ 03.2021
Котлас
РС-5305
05.2006
Сокол
11.2002
≈ 1997
Сергей Тюленин
1993
Вологда
1992
544С-13519531984М-123
≤ 1964
Ярославль
Казань
544С-1ХХ1953Патрульный-5
30.03.1993
Котлас
1992
544С-11029.04.195312.1975М-98
≥ 1973
Калинин
02.1958
Серпухов
01.1955
Москва
5446121.05.1953КЛС-?
10.1976
(РСФСР)
ПТ-61Березники
544623.05.195321.01.1985ПТ-7
27.11.1959
Томск
С-7
≤ 1955
Решительный
544723.05.1953356
01.2002
Новосибирск
12.1996
356-Н
????
ПТ-6
12.1969
27.11.1959
С-6
≤ 1955
Стремительный
5446231.05.195305.1984ПТ-62Пермь
544С-11713.06.1953Касимов
06.2023
Москва
Кротберс
06.2021
≈ 2012
≈ 2009
Касимов
06.1999
М-105
01.1992
Кимры
≈ 1975
≤ 1958
01.1955
Москва
5446329.06.195305.1978ПТ-63
01.1955
Рязань
5446430.06.1953ПТ-64
2012
Ярославль
02.2002
10.2001
01.1992
Касимов
1955
1953
5446508.07.1953Фортуна
04.2012
Пермь
11.2002
Уфа
06.1998
К-5-2586
1992
МЛП-102
5446728.07.1953Мария
02.2015
Нижний Новгород
12.2002
Самара
10.1999
Феникс
09.1993
ПТ-67
01.1991
05.1984
Куйбышев
06.1956
Горький
01.1955
544С-12630.07.1953Металлист
03.2004
Самара
08.1992
????
Куйбышев
М-114
01.1955
Горький
5446831.07.1953Новая Ладога
≤ 09.2021
Санкт-Петербург
Турист-63
????
Нижний Новгород
≈ 2007
Самара
10.2004
06.2002
Турист
08.1993
ПТ-68
1960
Куйбышев
01.1955
М-21ТС-12319.08.1953Сапфир
02.2003
(Россия)
01.2003
Пермь
10.1998
МТ-111
01.1992
(Россия)
05.1956
Пермь
01.1955
Москва
5447131.08.1953Строитель-2
08.2023
Москва
03.2006
≈ 2003
Инструментальщик
01.1992
Павлово
10.1974
ПТ-71
01.1955
Вязники
544108.09.1953Алмаз
≈ 2006
Хабаровск
03.2002
сер. 1990-х гг.
Путейский-103
01.1992
Благовещенск
≈ 1987
Алмаз
5447324.09.1953Фламинго
2012
Пермь
09.2001
Уфа
Г-30-91
1992
12.1980
Сокол
М-21ТС-12730.10.1953кон. 1980-х гг.МТ-181
09.1954
(РСФСР)
МТ-115Москва
544С-13630.10.195304.1976М-124
????
Осташков
01.1955
Москва
М-21ТС-12831.10.19531984МТ-116
04.1976
Ленинград
544М-116
05.1956
М-21ТМТ-116
01.1955
Москва
544С-13731.10.1953Блестящий
≈ 2016
Москва
02.2001
Осташков
1992
07.1977
М-125
нач. 1970-х гг.
Углич
02.1958
Серпухов
01.1955
Кашира
544С-13818.11.1953Волжский простор
≈ 2013
Астрахань
М. Кислов
07.2012
03.2000
Касимов
01.1992
М-126
≈ 1960
01.1955
Коломна
М-21ТС-12929.11.1953МТ-117
10.1965
Пермь
05.1956
Березники
01.1955
Москва
544С-13930.11.195305.1975М-127
10.1956
Шуя
01.1955
Москва
544С-14003.12.195306.1977М-128
02.1958
Коломна
01.1955
Москва
5441954RygaВильнюс
5441954М-205
01.1978
Сыктывкар
Березник
54419541993М-43Печора
5441954МирныйОмск
5441954ПТ-10Ростов-на-Дону
5441954ПТ-9
27.11.1959
Томск
С-9
544195412.1963Т-31
1963
(РСФСР)
(неизвестно)
544101954Ласка
05.2023
Барнаул
04.2003
≈ 1992
20.01.1976
ПТ-10
27.11.1959
С-10
5441001954ПТ-156Днепропетровск
5441011954ПТ-101Запорожье
5441011954ПТ-157(УССР)
5441021954ПТ-158(УССР)
544111954ПТ-11
06.1976
Барнаул
27.11.1959
Новосибирск
С-11
544131954ОрёлИркутск
544141954199хЯстреб
06.1994
Иркутск
1992
544211954Т-1Тюмень
544221954Т-2
≤ 1972
Тобольск
Омск
544231954Т-3
≈ 1970
Курган
Омск
544291954сер. 1980-х гг.Т-4
11.1982
Усть-Ишим
≈ 1970
Омск
544301954(неизвестно)
09.1956
(СССР)
Т-5(РСФСР)
5446195412.1994М-41
04.1994
Печора
1992

««1 ··· 3456789 ··· 15»»
Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа
Сообщить о неточности в описании или названии типа/проекта


Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.