Водный транспорт

Тип Москвич (М, С, Т, ПТ)


Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа
 
 
 

Пассажирский теплоход мощностью 150 л.с.

Тип судна: пассажирский катер полузакрытого типа с двухэтажным размещением пассажиров, надстройками, частично утопленными в корпус, кокпитом в корме, прикрытым тентом.

Назначение судна: городские и пригородные пассажирские перевозки на короткие расстояния.

Место постройки:
Московский ССЗ (РСФСР, г. Москва) — 515, 544;
Херсонский ССРЗ им. Коминтерна (УССР, г. Херсон) — 544;
Самусьская РЭБ (сейчас Самусьский ССРЗ) (РСФСР, Томская обл., пос. Самусь) — 544;
Бобруйский СРЗ (БССР, г. Бобруйск) — 544;
Каунасский ССРЗ (Литовская ССР, г. Каунас) — 544;
Благовещенская РЭБФ им. Ленина (РСФСР, Амурская обл., г. Благовещенск) — сборка;
Тюменский СЗ (СФСР, г. Тюмень);
Листвянская судоверфь им.Ярославского (РСФСР, Иркутская обл., пос. Листвянка).

Класс Регистра: "Р"

Характеристики:
Проект 515 / 544
Длина: 22,2 / 27,25 м
Ширина: 4,8 м
Высота борта: 1,4 м
Высота габаритная: 5,2 / 5,09 м
Водоизмещение в грузу: 45,5 / 53,1 т
Осадка средняя в грузу: 0,88 / 0,9 м
Водоизмещение порожнем: 33,75 / 39,8 т
Осадка средняя порожнем: 0,71 / 0,74 м
Пассажировместимость: 131 / 133 чел
Экипаж: 2 чел
Мест для экипажа: 3
Автономность: 3 сут
Скорость: 19 / 17 км/ч
Тип ГД: 3Д6 / 3Д6, 6ЧСП18/22 или 6L160PNS
Мощность ГД: 1х110 / 1х110, 1х110 или 1х140 кВт

_____________________________________________________________________________________________

Проект теплохода разработан ЦТКБ Минречфлота РСФСР в 1947г.
Серия прогулочных теплоходов «Москвич» (проекты 515, 544, 544М) выпускалась с 1949 по 1954 г. на Московским судоремонтно-судостроительноем заводе (МССЗ). Теплоходы проекта 544 строились и позднее, в течение многих лет на разных заводах СССР (например в Херсоне). Теплоходы херсонской постройки получали обозначение «тип ПТ», хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544). Теплоходов "Москвич" было построено более пятисот.

«Москвичи» не получали собственные названия, для их идентификации использовалась комбинация из буквы М и порядкового номера судна, например М-270. В девяностых годах некоторые «Москвичи», проданные частным владельца, получили собственные имена.

Теплоходы этого типа эксплуатировались в основном как прогулочно-экскурсионные суда, а также в режиме общественного транспорта. И в настоящее время многие из этих судов находятся в эксплуатации. Теперь они часто являются собственностью частных компаний и, будучи переоборудованы соответствующим образом, используются для проведения корпоративных вечеринок и других подобных мероприятий.

_____________________________________________________________________________________________

Модификации.

Кроме Москвы, суда этого типа строились в Херсоне, Тюмени, в посёлках Самусь близ Томска и Листвянка на Байкале, а так же в Благовещенске, Бобруйске (Белоруссия) и Каунасе (Литва). Суда херсонской, самусьской и благовещенской постройки получали обозначение «тип ПТ» (например «ПТ-150»), хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544). Тюменские "Москвичи" обозначались буквой "Т". Суда бобруйской постройки обозначались литерой "С". Литовским судам проекта 544 присваивались собственные имена. Для повышения безопасности, на некоторых "Москвичах" сибирской и дальневосточной постройки вместо окон салонов стали устанавливать иллюминаторы.

Суда с обозначением "ПТ" следует отличать от открытых судов для переправ проекта 792, также получавших обозначения "ПТ".

В Бобруйске специализировались на выпуске мелкосидящей модификации "Москвича" для рек и озёр Белоруссии и Украины. Суда этой разновидности можно всретить в Виннице ("Ляля Ратушна" и Н.И.Пирогов"), Тернопольском озере ("Герой Танцоров"), в Гродно ("Ольга Соломова") и др.

В тогдашнем Ленинграде выпускалась несколько изменённая версия «Москвичей» на аналогичном корпусе, отличавшаяся другой надстройкой с уменьшенным габаритом по высоте. Эти суда имели обозначение "Л" (например, Л-14) и известны как тип «Ленинградец», проект 564. В отличие от «Москвичей», «Ленинградцы» не имеют открытых палуб. У «Москвичей» выход на причал находится над машинным отделением, а у "Ленинградцев" машинное отделение сделали в виде небольшого отсека под рубкой рулевого и внутри входной площадки, а уровень этой площадки понижен до привального бруса.




«Москвич» в кинематографе

Будучи довольно распространённым типом судов, теплоходы этого типа неоднократно попадали в кадр при съёмке художественных фильмов.

"Свет далёкой звезды" — 1964 год
"Чучело" — 1983 год, теплоход М-270
"Ночной дозор" — 2004 год, теплоход М-43
"Московская сага" — 2004 год, теплоход М-33
"Ошибка резидента" — 1968 год, т/х «Дружба»
"Три тополя на Плющихе" — 1967 год, теплоходы М-250, М-184, М-182
"Леон Гаррос ищет друга" — 1960 год, неопознанный "Москвич" на Москва-реке
"Не послать ли нам гонца?" — 1998 год

Катастрофы.

6 октября 1968 года в Чебоксарах на Волге после столкновения с рефрижератором затонул теплоход М-176 Волжского объединенного пароходства. Погиб 51 человек, пострадали 10.

http://pascal-entering.ru/wiki/index.php/Москвич_(тип_речных_судов)
Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа

Подразделы

○ Проект 515
○ Проект 544
○ Проект М-21Т


Таблица судов типа

Сортировать по: Дате постройки  ·  Месту постройки  ·  Году и месту постройки  ·  Модификации  ·  Последнему названию  ·  Первому названию  ·  Редакторская сортировка

ПроектСтр. №ПостроеноСписаноНазваниеДатаПриписка
544С-103195206.1977М-91Ленинград
544С-1061952М-94Архангельск
544С-107195203.1981М-95
01.1955
Горький
544С-871952Буревестник
04.2003
Вологда
12.1998
1993
1992
04.1955
Олег Кошевой
544С-881952кон. 1980-х гг.М-76Георгиу-Деж/Лиски
544С-891952М-77
07.1976
Азов
Калач-на-Дону
544С-911952М-79
1962
Волгоград
544С-961952М-84
12.1992
Санкт-Петербург
1978
Ленинград
544С-971952М-85
01.1955
Горький
544С-981952М-86Рига
544С-991952М-87Рига
544219522001ПТ-2
≈ 1992
Тогур
04.1974
Томск
27.11.1959
Барнаул
С-2
08.1957
≤ 1955
Новосибирск
Резвый
54431952Быстрый
≈ 2013
Бийск
02.2011
≤ 2009
04.2002
Томск
11.1993
Новосибирск
19.05.1969
ПТ-3
27.11.1959
С-3
≤ 1955
Быстрый
54451952Соболь
05.2023
Самусь
04.2003
1992
10.1970
ПТ-5
27.11.1959
Новосибирск
С-5
≤ 1955
Отважный
544С-9031.05.1952Рубин
03.2002
Ростов-на-Дону
01.1992
кон. 1980-х гг.
М-78
544ПК-4503.06.1952Бриг
≤ 2018
Нижний Новгород
04.2003
Самара
≈ 1999
Пропагандист
09.1992
11.1979
Куйбышев
ПТ-45Волгоград
544С-9210.06.1952М-80
12.1981
Москва
01.1955
Горький
09.1952
Москва
544С-9311.06.195211.1982М-81
01.1955
Горький
09.1952
Москва
544С-9420.06.19522008Ока-3
≈ 2003
Калуга
М-82
07.2001
Рязань
12.1992
≤ 1958
01.1955
Москва
544С-9528.06.195206.1990М-83
≤ 1958
Вязники
1955
Москва
5445030.06.1952Дельта
12.2004
Москва
09.2002
Онега
07.1994
12.1992
Рязань
04.1974
ПТ-50
01.1955
5445128.07.195205.1978ПТ-51
01.1955
Павлово
5445231.07.195206.1982ПТ-52
01.1955
Муром
5445301.09.1952Энергия
06.2009
Пермь
Энергетик
04.2002
Уфа
1992
544С-10427.09.1952Кристалл
????
Москва
03.2017
Нижний Новгород
03.2009
12.2005
Москва
04.2000
Котлас
М-21х
1992
(Россия)
≈ 1957
(РСФСР)
М-92
544С-10804.11.195207.1985М-96
02.1958
Коломна
01.1955
Москва
544С-10904.11.195206.1982М-97
02.1958
Коломна
01.1955
Москва
544425.11.1952Рысь
2012
Омск
03.2001
Тюмень
≥ 1995
1992
Новосибирск
04.1972
ПТ-4
27.11.1959
С-4
≤ 1955
Бодрый
5441953Агитатор
≤ 1971
Уфа
5441953БеркутУфа
5441953199хБуревестник
06.1994
Иркутск
1992
5441953нач. 1980-х гг.М-1 (Радищев)Калининград
-1953Ольга Соломова
09.1991
Гродно
05.04.1966
ПТ-0171
05.1957
Минск
1956
5441953199хЧайка
06.1994
Иркутск
1992
544341953ПТ-34(УССР)
544661953ПТ-66
04.2002
Казань
01.1992
01.1955
54469195312.1983ПТ-69
1960
Куйбышев
1955
54470195301.1978ПТ-70Березники
54476195311.1982ПТ-76Астрахань
544С-111195303.1981М-99
05.1975
Козьмодемьянск
03.1959
Куйбышев
01.1955
544С-112195312.1983М-100Астрахань
544С-1131953М-101Астрахань
544С-114195308.1974М-102Череповец
544С-1151953Байкал
06.2003
Вологда
М-103
11.1999
1992
12.1975
Череповец
544С-1161953М-104Сыктывкар
544С-118195312.1976М-106
01.1992
Саратов
12.1976
03.1962
03.1959
01.1955
544С-11919531996М-107
01.1992
Чебоксары
сер. 1980-х гг.
03.1962
Саратов
03.1959
01.1955
544С-1201953кон. 1980-х гг.В.В. Верещагин
10.1962
Череповец
М-108
544С-1211953Лебедь
08.1968
Путеец
М-109Троицко-Печорск
544С-1221953Искра
06.1964
Ленинград
М-110

Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа
Сообщить о неточности в описании или названии типа/проекта


Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.