Водный транспорт

Тип Москвич (М, С, Т, ПТ)


Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа
 
 
 

Пассажирский теплоход мощностью 150 л.с.

Тип судна: пассажирский катер полузакрытого типа с двухэтажным размещением пассажиров, надстройками, частично утопленными в корпус, кокпитом в корме, прикрытым тентом.

Назначение судна: городские и пригородные пассажирские перевозки на короткие расстояния.

Место постройки:
Московский ССЗ (РСФСР, г. Москва) — 515, 544;
Херсонский ССРЗ им. Коминтерна (УССР, г. Херсон) — 544;
Самусьская РЭБ (сейчас Самусьский ССРЗ) (РСФСР, Томская обл., пос. Самусь) — 544;
Бобруйский СРЗ (БССР, г. Бобруйск) — 544;
Каунасский ССРЗ (Литовская ССР, г. Каунас) — 544;
Благовещенская РЭБФ им. Ленина (РСФСР, Амурская обл., г. Благовещенск) — сборка;
Тюменский СЗ (СФСР, г. Тюмень);
Листвянская судоверфь им.Ярославского (РСФСР, Иркутская обл., пос. Листвянка).

Класс Регистра: "Р"

Характеристики:
Проект 515 / 544
Длина: 22,2 / 27,25 м
Ширина: 4,8 м
Высота борта: 1,4 м
Высота габаритная: 5,2 / 5,09 м
Водоизмещение в грузу: 45,5 / 53,1 т
Осадка средняя в грузу: 0,88 / 0,9 м
Водоизмещение порожнем: 33,75 / 39,8 т
Осадка средняя порожнем: 0,71 / 0,74 м
Пассажировместимость: 131 / 133 чел
Экипаж: 2 чел
Мест для экипажа: 3
Автономность: 3 сут
Скорость: 19 / 17 км/ч
Тип ГД: 3Д6 / 3Д6, 6ЧСП18/22 или 6L160PNS
Мощность ГД: 1х110 / 1х110, 1х110 или 1х140 кВт

_____________________________________________________________________________________________

Проект теплохода разработан ЦТКБ Минречфлота РСФСР в 1947г.
Серия прогулочных теплоходов «Москвич» (проекты 515, 544, 544М) выпускалась с 1949 по 1954 г. на Московским судоремонтно-судостроительноем заводе (МССЗ). Теплоходы проекта 544 строились и позднее, в течение многих лет на разных заводах СССР (например в Херсоне). Теплоходы херсонской постройки получали обозначение «тип ПТ», хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544). Теплоходов "Москвич" было построено более пятисот.

«Москвичи» не получали собственные названия, для их идентификации использовалась комбинация из буквы М и порядкового номера судна, например М-270. В девяностых годах некоторые «Москвичи», проданные частным владельца, получили собственные имена.

Теплоходы этого типа эксплуатировались в основном как прогулочно-экскурсионные суда, а также в режиме общественного транспорта. И в настоящее время многие из этих судов находятся в эксплуатации. Теперь они часто являются собственностью частных компаний и, будучи переоборудованы соответствующим образом, используются для проведения корпоративных вечеринок и других подобных мероприятий.

_____________________________________________________________________________________________

Модификации.

Кроме Москвы, суда этого типа строились в Херсоне, Тюмени, в посёлках Самусь близ Томска и Листвянка на Байкале, а так же в Благовещенске, Бобруйске (Белоруссия) и Каунасе (Литва). Суда херсонской, самусьской и благовещенской постройки получали обозначение «тип ПТ» (например «ПТ-150»), хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544). Тюменские "Москвичи" обозначались буквой "Т". Суда бобруйской постройки обозначались литерой "С". Литовским судам проекта 544 присваивались собственные имена. Для повышения безопасности, на некоторых "Москвичах" сибирской и дальневосточной постройки вместо окон салонов стали устанавливать иллюминаторы.

Суда с обозначением "ПТ" следует отличать от открытых судов для переправ проекта 792, также получавших обозначения "ПТ".

В Бобруйске специализировались на выпуске мелкосидящей модификации "Москвича" для рек и озёр Белоруссии и Украины. Суда этой разновидности можно всретить в Виннице ("Ляля Ратушна" и Н.И.Пирогов"), Тернопольском озере ("Герой Танцоров"), в Гродно ("Ольга Соломова") и др.

В тогдашнем Ленинграде выпускалась несколько изменённая версия «Москвичей» на аналогичном корпусе, отличавшаяся другой надстройкой с уменьшенным габаритом по высоте. Эти суда имели обозначение "Л" (например, Л-14) и известны как тип «Ленинградец», проект 564. В отличие от «Москвичей», «Ленинградцы» не имеют открытых палуб. У «Москвичей» выход на причал находится над машинным отделением, а у "Ленинградцев" машинное отделение сделали в виде небольшого отсека под рубкой рулевого и внутри входной площадки, а уровень этой площадки понижен до привального бруса.




«Москвич» в кинематографе

Будучи довольно распространённым типом судов, теплоходы этого типа неоднократно попадали в кадр при съёмке художественных фильмов.

"Свет далёкой звезды" — 1964 год
"Чучело" — 1983 год, теплоход М-270
"Ночной дозор" — 2004 год, теплоход М-43
"Московская сага" — 2004 год, теплоход М-33
"Ошибка резидента" — 1968 год, т/х «Дружба»
"Три тополя на Плющихе" — 1967 год, теплоходы М-250, М-184, М-182
"Леон Гаррос ищет друга" — 1960 год, неопознанный "Москвич" на Москва-реке
"Не послать ли нам гонца?" — 1998 год

Катастрофы.

6 октября 1968 года в Чебоксарах на Волге после столкновения с рефрижератором затонул теплоход М-176 Волжского объединенного пароходства. Погиб 51 человек, пострадали 10.

http://pascal-entering.ru/wiki/index.php/Москвич_(тип_речных_судов)
Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа

Подразделы

○ Проект 515
○ Проект 544
○ Проект М-21Т


Таблица судов типа

Сортировать по: Дате постройки  ·  Месту постройки  ·  Году и месту постройки  ·  Модификации  ·  Последнему названию  ·  Первому названию  ·  Редакторская сортировка

ПроектСтр. №ПостроеноСписаноНазваниеДатаПриписка
544С-27906.11.19572021М-267
1992
Орёл
12.1973
Москва
544С-28028.11.195706.1984М-268
12.1969
Дзержинск
12.1961
Дуденево
Калинин
544С-28128.11.195704.1996М-269
01.1992
Тамбов
08.1979
Москва
5442630.11.195721.01.1986ПТ-22
????
Барнаул
27.11.1959
Колпашево
С-22
07.1958
Томск
5441958Кам'янець
04.2014
Киев
07.2009
Алiот
03.2006
Алиот
04.2002
5441958кон. 2000-х гг.Патрульный-2
04.2004
Хабаровск
09.1995
Гранат
09.1993
1992
≈ 1975
Благовещенск
544195807.1982М-230(РСФСР)
544195805.1984М-231Котлас
5441958М-279Рига
544195801.1978М-72(РСФСР)
5441958ПавлинУфа
5441958ПТ-30
10.1970
Самусь
27.11.1959
Кемерово
Витязь
54419582006ПТ-31
07.1981
Томск
10.1980
Парабель
08.1974
Томск
27.11.1959
Кемерово
Богатырь
5441958нач. 2000-х гг.Рыбник
12.2001
Ханты-Мансийск
11.2001
07.2000
1992
05.1976
Т-25Сургут
5441958кон. 2000-х гг.Сапфир
04.2004
Хабаровск
10.1993
Благовещенск
Агитатор
09.1993
≈ 1972
Сапфир
544195805.1984Т-24
11.1982
Усть-Ишим
5441958кон. 1980-х гг.Т-27
11.1982
Омск
5441958Т-28Омск
544195806.1979Т-29(РСФСР)
544195806.1982Т-30Тара
5441958Теплотехник
01.1982
Москва
М-293
544211958Мечта
06.2023
Бобруйск
????
Ястреб
????
ПТ-0168
544271958Весёлый-1
≈ 2010
Новосибирск
03.2003
Тюмень
Белый Орёл
04.2001
≈ 1998
Т-26
11.1993
Тобольск
11.1982
544311958ПТ-53
10.1987
Кемерово
08.10.1960
Томск
СпутникНовосибирск
544С-2911958Баракуда
07.2007
Пермь
Юрий Голиков
10.2006
Саратов
09.2006
≈ 1997
М-279
08.1993
544С-2921958198хМ-280
1958
Рига
544С-2941958Pegasus
09.09.2013
Тарту
M-282 Pegasus
03.2005
2002
M-282 Kreutzwald
1992
M-282 Ф.Р. Крейцвальд
544С-296195807.1973Пушкин
≈ 1968
Нижнеянск
01.1962
Усть-Куйга
544С-3011958Вятка
02.2020
Москва
≥ 2008
10.2005
08.2002
Нижний Новгород
12.1993
Котельнич
1992
Киров
07.1987
Служебный
544С-28904.1958М-277Гурьев
544С-28421.04.1958К-170
08.2003
Пермь
К-5-356
≈ 2000
Уфа
02.1993
Г-26-90
12.1980
Орлан
544С-28322.04.1958Маяк-2
02.2012
Кинешма
06.2006
Пермь
кон. 1990-х гг.
Уфа
Маяк
1992
07.1985
04.1979
М-271
05.1975
Москва
07.1965
Муром
КобчикУфа
5442724.05.195802.2012Высота
06.2002
Новосибирск
Высота-4
≈ 1992
04.1983
ПТ-24
27.11.1959
С-24
5442511.06.1958Т-23
04.2012
Омск
05.2000
Ханты-Мансийск
10.1993
11.1982
544С-29530.06.1958Орлан БК
≤ 2020
Пермь
К-175
05.2009
08.2003
Уфа
К-5-353
≈ 2000
12.1993
МН-11-66
????
(Стр. №295)
544С-29830.06.1958Текки-Одулок
12.2001
Зырянка
01.1994
1992
11.1966
Москвич
5442804.07.195817.05.1988ПТ-25
09.1986
Усть-Чарышская пристань
1979
Барнаул
≤ 07.1969
Камень-на-Оби
06.1967
Барнаул
27.11.1959
Томск
С-25
5442926.07.195821.01.1986ПТ-32
26.04.1973
Колпашево
ПТ-26
01.1971
03.1970
Парабель
07.1969
Кемерово
27.11.1959
Асино
С-26
5443028.08.1958Иван
≤ 2009
Бийск
07.2002
ПТ-27
1992
27.11.1959
Барнаул
С-27
544С-30230.08.1958М-290
02.2006
Самара
12.1993
10.1977
Куйбышев
≈ 1963
Казань
Горький
544С-30427.09.1958М-292
29.05.2023
Санкт-Петербург
28.05.2002
Никольский
10.1997
12.1992
Свирица
54421.10.1958Топаз
01.2002
Хабаровск
09.1993
1992
≈ 1975
Благовещенск
кон. 1970-х гг.
Хабаровск
Свободный
544С-29712.12.1958Чехов
06.2003
Усть-Куйга
03.1993
1992
5441959кон. 1990-х гг.Янтарь
09.1993
Хабаровск
1992
5441959ЯхонтНиколаевск-на-Амуре
544321959ПТ-54
08.10.1960
Томск
32Новосибирск
544361959Диодор
2002
Омск
ЗвездаСемипалатинск/Семей
5443320.05.195930.04.1987ПТ-28
08.1974
Томск
????
Кемерово
27.11.1959
Колпашево
С-28
544606.06.1959Хрусталь
05.2006
Хабаровск
04.2002
09.1993
1992
5443430.06.1959Связь-1
11.1993
Новосибирск
26.07.1984
ПТ-29
01.1984
27.11.1959
С-29

Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа
Сообщить о неточности в описании или названии типа/проекта


Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.