Водный транспорт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект 68бис, 68бис-ЗИФ, 68-У1, 68-У2, 68А, 70Э, тип СвердловВ соответствием с первой послевоенной десятилетней программе военного кораблестроения было предусмотрено строительство лёгких крейсеров. В качестве прототипа нового проекта легкого крейсера был выбран лёгкий, по тогдашней классификации кораблей ВМФ, крейсер проекта 68К, созданный в свою очередь, на основе разработанного еще до Великой Отечественной войны корабля проекта 68. Предвоенной программой большого морского и океанского флота (1938-1942 гг.) к концу 1942 году предполагалось построить 5 лёгких крейсеров проекта 68 (всего должны были заложить 17 единиц). Первые четыре корабля этого проекта были заложены в 1939 году, пятый — годом позже. Окончательно их достроили уже в конце 40-х годов, с учетом опыта войны, по так называемому "откорректированному" проекту 68К. Главным конструктором проекта 68К был назначен сначала А.С. Савичев, а с 1947 года Н.А.Киселев. Головной крейсер проект 68К "Чапаев" вошёл в состав ВМФ осенью 1949 года. Вскоре были приняты флотом и остальные.
Одновременно с достройкой кораблей предвоенных проектов в эти годы были продолжены научные и практические работы по созданию боевых кораблей новых поколений, в которых уже во время проектирования можно было бы максимально учесть и опыт войны, и все то новое, что могли дать послевоенные наука и производство. Частично это постарались учесть в новом крейсере проекта 68бис, считавшимся второй серией крейсеров 68К. Главным конструктором этого корабля стал А.С. Савичев, а главным наблюдающим от ВМФ капитан 1 ранга Д.И. Кущев. От проекта 68К корабли проекта 68бис отличало наличие полностью сварного корпуса, продлённый полубак и усиленное зенитное вооружение. Усиление вооружения и защиты, улучшение обитаемости, увеличение автономности (до 30 суток) и дальности плавания (до 9000 миль) привело к увеличению полного водоизмещения почти до 17 000 тонн. Для защиты жизненно важных частей корабля в бою было применено традиционное бронирование: противоснарядное для цитадели, башен главного калибра и боевой рубки; противоосколочное и противопульное для боевых постов верхней палубы и надстроек. Использовалась, в основном, гомогенная броня. Впервые была освоена сварка толстой корабельной брони, сама она при этом полностью включалась в корабельные конструкции. Толщина брони, применённой в этих конструкциях, составляла: бортовая — 100 мм, носового траверза — 120 мм, кормового траверза — 100 мм, нижней палубы — 50 мм. Конструктивная подводная защита от воздействия торпедного и минного оружия противника включала в себя, кроме традиционного двойного дна, систему бортовых отсеков (для хранения жидких грузов) и продольных переборок. Расположение служебных и жилых помещений практически мало отличалось от принятого на крейсерах проекта 68К. В качестве главного калибра на кораблях проекта 68бис были применены четыре усовершенствованные трёхорудийные артиллерийские установки МК-5-бис (в конце 50-х годов была доработана система управления, что позволило вести стрельбу главным калибром по воздушным целям используя систему управления универсального калибра крейсера); универсальный калибр был представлен шестью спаренными стабилизированными установками СМ-5-1 (позже устанавливали СМ-5-1бис); зенитный калибр был представлен шестнадцатью автоматами В-11 (позже устанавливали В-11М). Важной особенностью крейсеров этого проекта наличие специальных артиллерийских радиолокационных станций в дополнение к оптическим средствам наведения орудий на цель. Эффективное боевое использование артиллерии главного калибра обеспечивалось системой приборов управления стрельбой "Молния АЦ-68бис А". Минно-торпедное вооружение кораблей включало в себя два 533-мм пятитрубных наводящихся палубных торпедных аппарата, установленных побортно на спардеке и управляющую ими систему ПУТС "Сталинград-2Т-68бис", сопряжённую со специальной торпедной радиолокационной станцией. На палубу крейсер этого проекта мог принять более 100 корабельных мин заграждения. Корабли этого типа были оснащены также современными по тому времени навигационным и радиотехническим вооружением, средствами связи. Корабельная энергетическая установка крейсеров проекта 68бис в целом не отличалась от энергетической установки кораблей проекта 68К. Однако удалось несколько повысить мощность на полном ходу, доведя её до 118100 л.с. По общей оценке корабля следует отметить, что он был не лучшим представителем своего класса. По основным своим характеристикам он уступал кораблям построенным во время Второй мировой войны. Так, превосходя легкий крейсер типа "Кливленд" ВМС США в предельной дальности стрельбы 152-мм орудий, корабль проекта 68бис был в полтора раза хуже забронирован, особенно по палубе, что имеет существенное значение при ведении боя на дальних дистанциях. Вести эффективный огонь из 152-мм орудий наш корабль на предельных дистанциях фактически не мог из-за отсутствия необходимых систем управления, а на меньших дистанциях огневое превосходство имел уже крейсер типа "Кливленд" (152-мм орудия более скорострельны, количество универсальных 127-мм орудий больше — 8 на один борт против наших 6 орудий 100-мм). Устаревшая на начало 50-х гг. энергетическая установка крейсера 68бис с низкими параметрами пара и котлами с вентиляторным дутьём в котельные отделения, привела к росту водоизмещения в 1.3 раза по сравнению с "Кливлендом" (при одинаковой дальности плавания). Крупным недостатком всей отечественной среднекалиберной артиллерии явилось то, что при раздельном заряжании орудий калибром 120 — 180-мм применялись картузы без гильз. Это давало возможность стрелять, при необходимости, неполными зарядами (стрельба по берегу или незащищенным целям на малых и средних дистанциях), увеличивая живучесть орудий, но не давало возможности упростить заряжание, а, следовательно, повысить скорострельность. Кроме того, использование гильз всегда более безопасно по сравнению с чисто картузным заряжанием. Фактически крейсер проекта 68бис полностью отвечал назначению первой послевоенной программы кораблестроения: оживлению судостроительной промышленности и воспитанию кадров моряков. Основным назначением этого корабля считалась защита линкоров и тяжёлых крейсеров от атак эскадренных миноносцев, прикрытие атак эскадренных миноносцев и торпедных катеров, огневая работа по берегу, а также самостоятельные действия на сообщениях противника. Головной крейсер проекта 68бис, названный "Свердлов", был заложен на Балтийском судостроительном заводе 15 октября 1949 года, спущен на воду 5 июля 1950 и вступил в строй 15 мая 1952 года (на этом заводе всего построено 6 единиц). Строительство этих крейсеров кроме того было развернуто на Адмиралтейском судостроительном заводе (3 единицы), Севмашпредприятии (2 единицы) и Черноморском судостроительном заводе (3 единицы). К 1955 году из запланированных 25 единиц, удалось построить лишь 14 крейсеров данного проекта, ставшими после списания старых линкоров самыми крупными кораблями в составе ВМФ. Торопливые новации Н.С.Хрущева и его ближнего окружения самым негативным образом отразились на судьбе этих кораблей. Так практически полностью готовые корабли были разрезаны на металл (пять из них имели готовность 70-84%). У крейсеров, введенных в строй, судьба сложилась по-разному. Крейсер "Орджоникидзе" впоследствии был продан Индонезии и в составе её ВМС числился под названием "Ириан". Крейсер "Адмирал Нахимов" (намеченный к перевооружению по проекту 71 с установкой ЗРК), в 60-х годах был исключен из состава флота после участия в испытаниях первых образцов ПКР. Крейсер "Дзержинский" был переоборудован по проекту 70Э (демонтирована одна башня главного калибра и на её месте установлен ЗРК "Волхов-М" с боекомплектом в 10 зенитных ракет). Появление в США кораблей управления и нерешённость этой проблемы в нашем флоте привело в конце 60-х годов к переоборудованию двух крейсеров "Жданов" и "Адмирал Сенявин" в корабли управления по проектам 68У-1, 68У-2. Причём первоначально предполагалось их переоборудование по проекту 68У, но на владивостокском Дальзаводе по ошибке сняли не одну башню главного калибра в корме, а две. Для скрытия этого факта и были разработаны задним числом два варианта проекта 68У-1 и 68У-2. Впоследствии для использования образовавшихся дополнительных свободных весов и пространств в рамках проекта 68У-2 было принято решение разместить вертолётную площадку и ангар для хранения вертолёта Ка-25. В 70-х годах на 4-х кораблях дополнительно установили новые 30-мм автоматы АК-230. Было произведено переоборудование и оснащение кораблей и более современными радиотехническими средствами. Эти корабли получили новый номер проекта 68А. На этом проекте развитие класса артиллерийских крейсеров в ВМФ СССР прекратилось, хотя проработки по ракетно-артиллерийским крейсерам (рассматривались варианты с орудиями от 152-мм до 305-мм калибра, полноценным бронированием и различным ракетным вооружением) велись вплоть до 1991 года. (По материалам сайта Russian-Ships.info) Фотографии неопознанных судов проектаТаблица судов проектаСортировать по: Дате постройки · Месту постройки · Году и месту постройки · Модификации · Последнему названию · Первому названию · Редакторская сортировка
Ваш комментарийЗа обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная Форум Правила Редколлегия FAQ Тёмная тема © Администрация ВТ и авторы материалов, 2010—2024
Использование фотографий и иных материалов, опубликованных на сайте, допускается только с разрешения их авторов. |