FleetPhoto

Иловля

Information about the vessel is given on the basis of publicly available sources and observations of users of this site. Site Administration has no associations with these sources and not responsible for this data. The information here may be invalid or outdated.
Design:1-Д
Builder:Павловские судоремонтные мастерские   Павловск
Vessel's data are collecting.



Comments · 3

22.05.2025 17:33 MSK
Link
PavelPilecki · Voronezh
No photos
В базе данных сайта с 2022 года есть три карточки для барж «Богучар», «Икорец», «Иловля». Это явный намёк на сайт Библиотека корабельного инженера Е.Л.Смирнова, на котором в файле проекта 1-Д опубликована фотография:
"Первые тентовые баржи «Богучар», «Иловля», «Икорец», построенные на Павловском СРЗ"
Однако самой фотографии на сайте почему нет. Хотя фотография хорошая, на борту ближайшего судна можно даже разглядеть строительный номер (год постройки головного судна есть в файле). Меня удивило отсутствие этой фотографии на сайте. Сейчас к этому проекту прикреплено всего две фотографии, и обе нетипичные (нет ни тента, ни рубки). Если это суда проекта 1-Д, то сильно переделанные. А фотография на сайте Смирнова соответствует чертежам.

Одно судно из этой тройки упоминается в книге Афанасьева. По его информации, баржа «Иловля» грузоподъемностью 100 тонн была передана пристани Лиски в послевоенное время, около 1950 года. Другой информации об этой барже нет. Известно только, что все баржи этого типа в Лисках были списаны не позднее 1975 года. В 50-е годы в Лисках было довольно много барж этого проекта, хотя точное количество неизвестно. Есть одна странность с обозначением проекта. В книге Афанасьева эти суда назваются «стотонные амбарные баржи проекта 769/897». То есть он указывает трёхзначный номер проекта (второй трёхзначный номер скорее всего какой-то вариант базового проекта). Никакого проекта «1-Д» в книге Афанасьева нет. Кратко баржи этого типа назывались или стотонными, или амбарными.
+1
+1 / –0
23.05.2025 00:19 MSK
Link
Real Stealth · Москва
Photos: 1196 · Database Editor / Moderator / Photo Screener
По этим "козявкам" вообще очень мало информации.
Вдобавок, в середине 1960-х, после пятилетки слияний и разделений все именные баржи были переименованы по единой схеме, а это отследить можно либо по архиву порта, где они были приписаны, либо по архиву пароходства.
Опираясь на министерские источники, могу вполне уверенно утверждать, что после 1963 года именных барж в ВДРП и КубРП не было, все были переименованы в номерные. Поэтому "склеить" что-то номерное и нарицательное по воспоминаниям и мемуарам без приказов по пароходству не получится.

Ну и насчёт наименования "1-Д" можно немного подискутировать. Скажем так, про проект 796 и его производные, до 1955 года МРФ ничего не знало, более того, под таким номером в отдельных документах проходил проект буксирного теплохода для малых рек.
Зато есть приказ об утверждении норм расходов на судостроение, датированный декабрём 1955 года, где проект 1-Д (100-тонная металлическая баржа) указан явно, указан и разработчик норм (как ни странно - Иртышское пароходство), что позволяет предполагать, что сам проект был утверждён/принят где-то в 1953-1954 гг. (точнее узнать не получится из-за административно-управленческой чехарды в те годы). Ну и некоторые косвенные свидетельства в виде документов других пароходств позволяют считать, что баржи именно проекта "1-Д" проходили по учёту в пароходствах, в частности в ВОРП. Хотя и что-то с цифрами "897" мне тоже встречалось.
+1
+1 / –0
23.05.2025 11:11 MSK
Link
PavelPilecki · Voronezh
No photos
Насчёт наименования проекта «1-Д» я согласен. Афанасьев родился в 1939 году, начал работать в Лисках в 1958 году, а диспетчером стал около 1970 года. Поэтому он мог использовать более позднее обозначение проекта для этих барж.

А вот насчёт "козявок" я не согласен. В 50-е годы на Верхнем Дону это были достаточно крупные и важные суда. По сведениям Афанасьева, до войны на балансе пароходства были даже некие баржи грузоподъемностью 20-30 тонн, Афанасьев называет их «баржонками». А послевоенный проект «1-Д» с крытыми грузовыми трюмами и высокой рубкой это уже конструктивно настоящая сухогрузная баржа, хоть и маленькая.

Вот цитата из книги:
++++++++++++++++++
Особенно интенсивно пошло пополнение флота с конца 1948 года, когда Лискинские судоремонтные мастерские начали строить баржи-плашкоуты, проекта 665/766, грузоподъемностью 60 тонн, со съемным люковым закрытием, а затем и стотонные амбарные баржи проекта 769/897.
Такие же баржи строят и Павловские мастерские.
Сработанные Лискинскими и Павловскими корабелами, эти баржи в течение четверти века устойчиво и надежно обеспечивали потребности народного хозяйства приречных районов Воронежской и Ростовской областей в перевозках самых разнообразных грузов.
++++++++++++++++++

То есть после войны новое строительство началось с 60-х тонных металлических «плашкоутов». Это уже было заметным достижением, так как перед войной в Лисках и Павловске массово строили только деревянные «плашкоуты». По сведениям Афанасьева, первые металлические плашкоуты были построены осенью 1948 года. А затем, около 1950 года, началось строительство 100-тонных «амбарных» барж. На сайте Библиотека корабельного инженера Е.Л.Смирнова 60-тонные «плашкоуты» выложены под номером проекта 766. Если сравнить описание проектов «766» и «1-Д», то «1-Д» гораздо более продвинутый проект баржи (в «1-Д» были конструктивно предусмотрены даже некие «закромы« по бортам и два спальных места для экипажа).

Ещё в цитате из книги можно обратить внимание, что новые баржи строились не только в Павловске, но и в Лисках. Судоремонтные мастерские в Лисках гораздо менее известны, чем в Павловске. Известно, что в Лисках было построено довольно много небольших барж (и до войны, и после войны), но конкретной информации нет.

Насколько я понимаю, грузоподъемность 100 тонн соответствовала их модели использования. Они использовались не для перевозок зерна, а для перевозок плодоовощей и тарных грузов. Так как в 50-е годы нигде на линейных пристанях не было механизированой погрузки, слишком большие баржи надо было очень долго грузить. Плюс к этому в отдельно взятом селе нельзя было одновременно найти слишком много овощей или тарных грузов. Поэтому было удобно ставить под погрузку в каждом крупном селе по 100-тонной барже, а после загрузки забирать их попутными буксирами. Проблема была в том, что деревенская жизнь после войны очень быстро изменилась. Уже в середине 60-х годх перевозки плодовощей и тарных грузов по реке практически прекратились.
+1
+1 / –0

Your comment

Please do not discuss political topics or you will be banned for 1 month!
You need to log in to write comments.