Водный транспорт

Чугунолитейный и механический завод Ятеса

К списку предприятий
Город: Екатеринбург  

Ятеса чугунолитейный и механический завод, чугунолитейное и машиностроительное предприятие в городе Екатеринбурге, действовавшее на Среднем Урале с 40-х годов XIX века до начала 1920-х годов. С 1941 года — завод № 37, с 1958 года — № 50, с 1967 года — Уральский завод транспортного машиностроения им. Я.М. Свердлова.

Основан в 1844 году английским инженером, главным механиком Уральских казенных заводов Петром Эдуардовичем Тетом на реке Мельковке, притоке реки Исети, на арендованной земле, на месте бывшей золотопромывальной фабрики, около Екатеринбурга (позднее вошел в городскую черту). В 1845 году сооружены фабричное здание, водопроводная труба к наливному колесу, канава для отвода отработанной воды и ряд других построек. Плотина и заводской пруд существовали со времени действия золотопромывальной фабрики. Оставаясь фактическим владельцем завода, П.Э. Тет сдал его в аренду своим родственникам Петру Гаксу и Гектору Гуллету. предприятие специализировалось на выпуске паровых машин. В 1859 году на заводе трудилось 129 человек.

В 1860-х годах П. Гаке и Г. Гуллет отказались от аренды, в 1865 году предприятие остановлено. П.Э. Тет сначала продлил срок аренды до 1892 года, а затем приобрел его в полную собственность и перепродал своему соотечественнику, предпринимателю Василию Егоровичу Ятесу, от которого завод перешел к Фоме (Тому) Егоровичу Ятесу. Некоторое время на заводской территории находились 3 фабрики (механическая, суконная, пивоваренная), затем производство сукна и пива было свернуто, а механическая фабрика расширена. Чугун и железо закупались на уральских заводах, иногда на южнороссийских предприятиях. В 80-х годах ежегодная производительность механического завода в денежном выражении равнялась 53 тысячам рублей. В 80-90-е годы завод развивался сравнительно успешно, производя различное оборудование по заказу владельцев золотых приисков, мукомольных мельниц, винокуренных заводов. Среди постоянных клиентов Ятеса были уральские металлургические заводы.

В 1899-1902 годах завод изготовил паровую горизонтальную машину в 100 лошадиных сил для Нязепетровского завода, 4 газовых клапана для аппаратов «Массик и Крук» для Кизеловского завода, железный кожух для доменной печи завода М.М. Лукьянова, воздуходувную машину с паровым котлом для Златоустовского завода, воздуходувную машину для Инзерского завода, паровую машину «Компаунд» в 250 лошадиных сил для Лысьвенского завода, 8 пар прокатных станов для Нижне-Тагильских заводов и так далее. В этот период, значительно обновленное предприятие Ятеса состояло из цехов: литейного с 2 вагранками для переплавки чугуна; токарного с 29 различными станками, двумя кранами в 5 тонн и 10 тонн; слесарно-сборочного с мостовым краном в 10 тонн; котельного с 3 сверлильными станками, 2 дыропробивными и листообрезными прессами, 13 постоянными и 4 переменными горнами; кузнечного с 12 горнами и паровым молотом и так далее. Завод освещался электричеством при помощи двух динамо-машин. На заводских работах трудилось от 290 до 350 человек.

В начале XX века под воздействием кризиса и увеличения импорта машиностроительной продукции завод Ф.Е. Ятеса стал сокращать объем производства. Пытаясь удержаться на плаву, Ф.Е. Ятес арендовал в 1903 году на 10 лет Жабынский судостроительный и механический завод И.И. Игнатова, который находился в 7 верстах от Тюмени. Эта операция оказалась убыточной: за два года Ф.Е. Ятес потерял 110 тысяч рублей и вынужден был сначала закрыть Жабынский завод, а затем досрочно отказаться от его аренды. В 1908 году финансовое положение Ф.Е. Ятеса обострилось настолько, что 16 апреля 1908 года общее собрание его кредиторов пришло к выводу о необходимости учреждения администрации, которая должна была возглавить предприятие, вывести его из тупика и расплатиться с кредиторами. Администрация по делам Ф.Е. Ятеса создана 24 июня 1908 года. Кредиторы включили Ф.Е. Ятеса в состав администрации, оставив его таким образом в числе владельцев завода.

В период с 1908 года по 1917 год завод производил паровые машины различных модификаций, воздуходувные машины, паровые котлы всех систем, локомобили обыкновенные и «Компаунд», паровые молоты, станки (токарные, строгальные, сверлильные, долбежные), насосы (рудничные, водоподъемные, центробежные, калифорнийские), пястовые толчеи и чаши с бегунами для золотых приисков, чаши и бутары для промывки песков, дробилки Блека, турбины, разные приводы, трансмиссии, чугунное и медное литье. В числе заказчиков по-прежнему оставались как представители фабрично-заводской промышленности, так и металлургические предприятия. В 1911 году сгорело помещение механического цеха, которое отстроено заново. В 1911 году построено здание столярного цеха. В годы первой мировой войны завод работал на нужды обороны, выпуская в первую очередь оборудование для заводов, исполнявших военные заказы.

В январе 1918 года национализирован, во главе завода встал Деловой Совет. В 1918 году завод вновь перешел к Ф.Е. Ятесу, который в 1919 году эвакуировал часть оборудования. 31 октября 1919 года завод возглавил Деловой Совет, в ноябре 1919 года во главе предприятия встал директор П.А. Ладыженский, который сумел наладить производство запасных частей для электростанций и мельниц. На заводе в 1920 году трудилось 39 служащих и 322 рабочих, действовали механический, литейный, котельный цехи, паровая станция, электростанция и ряд вспомогательных цехов. На заводе имелось 93 станка, две паровые машины «Компаунд», два паровых котла, 2 вагранки, 1 кузнечный молот, 4 пресса, несколько горнов. Большая часть оборудования нуждалась в замене, в частности, 78 металлорежущих станков имели степень износа до 60%.

20 апреля 1922 года предприятие получило наименование «Металлист» и в том же году было объединено с заводом «Сталькан», который производил стальные канаты. В 1924 году «Металлист» выделен в самостоятельное предприятие. В этот период завод увеличил выпуск продукции, обслуживая различных заказчиков. В 1924 году на заводе изготовлены котел для парохода «Спокойный» и шкив-маховик для прокатного стана Верхнеуфалейского завода и другая продукция. 6 марта 1928 года «Металлист» объединен с заводами «Машиностроитель» и «Спартак». Заводы при объединении получили статус цехов, «Металлист» стал цехом № 1. В 1928-1932 годах завод действовал сравнительно успешно, выполнив задание первой пятилетки за 4 года. В этот период на реконструкцию завода было выделено 5153 тысячи рублей.

В 1933 году на реконструкцию завода поступило 1159 тысяч рублей, в 1934 году — 1670 тысяч рублей. В годы второй пятилетки завод реконструирован: корпуса основных цехов возведены и частично оснащены заново. 5 ноября 1933 года пущен новый чугуносталелитейный цех, затем введены в строй механосборочный, парокотельный и другие. После реконструкции объем производства вырос в 5 раз: предприятие стало выпускать машины для железорудной промышленности, нефтедобывающее и нефтеперерабатывающее оборудование, в том числе производились машины «Армстронг», затворы «Робине», исполнялись заказы различных металлургических заводов. В 1932-1933 годах изготовлены два первых буровых станка на полном гусеничном ходу, изготовлены три первые ковочные машины Гилли для заправки долот ударного бурения.

В 1941 году завод переведен на выпуск военной продукции: 9 октября 1941 года на его площади создан завод № 37 имени С. Орджоникидзе, в который кроме «Металлиста» были включены эвакуированные предприятия. 15 декабря 1941 года выпущен первый танк Т-60, после чего начато их серийное производство. 9 марта 1942 года завод начал выпускать танки Т-70. 23 июля 1942 года завод влит в состав Уралмаша на правах филиала и стал производить основные узлы и детали для Т-34, а также самоходно-артиллерийские установки (САУ-76, САУ-122, СУ-85, СУ-100), запчасти для тракторов. 13 сентября 1943 года стал самостоятельным предприятием. 16 сентября 1945 года награжден орденом Трудового Красного Знамени, в том же году передан в министерство транспортного машиностроения и переведен на выпуск мирной продукции.

После окончания войны на заводе начался спад производства. В 1947 году завод впервые за многие годы не выполнил план и дал 15 миллионов убытка. В 1948 году спад производства остановлен, завод получил около 10 миллионов прибыли. В 1947 году заводу поручено создать СУ-100 П. Предприятие справилось с этой задачей, на базе СУ-100 П создано несколько САУ и других гусеничных машин, часть из которых поступило на вооружение. В 1957 году конструкторское бюро завода приняло участие в создании зенитно-ракетного автономного комплекса 2К11 и минного заградителя ГМЗ. 8 января 1958 года предприятие объединено с заводом «Главстроймашина» и получило новое название «Государственного ордена Трудового Красного Знамени Свердловский машиностроительный завод № 50». В этот период завод перепрофилирован на выпуск специальной военной продукции. Основным являлось серийное производство танковых запчастей, а также одноковшовых транспортных погрузчиков, которые широко применялись в СССР и экспортировались во многие страны. Кроме того, завод стал базой для серийного производства ракетно-зенитного комплекса 2К11.

В 1962 году в состав завода включен Свердловский проектно-технологический институт и ОКБ-3 с опытным цехом. 28 июня 1966 года постановлением Совета Министров РСФСР заводу присвоено имя Я.М. Свердлова. В 1966 году началась разработка двух совершенно новых самоходных артиллерийских систем САУ 2СЗ и 2С4, а затем их серийное производство. В 1967 году завод получил название «Уральский завод транспортного машиностроения имени Я.М. Свердлова». В 1967 году на заводе впервые в СССР разработана и внедрена полуавтоматическая сварка высоколегированных сталей в среде углекислого газа высоколегированными электродами, заменившая ручную сварку. Кроме того, 252 детали переведены с ручного изготовления на штамповку, в 1968 году на штамповку переведены 300 деталей, в 1969 году — 246 деталей, в 1970 году — 224 детали. 29 июня 1969 года предприятию присвоено название «Государственного ордена Трудового Красного Знамени Свердловский машиностроительный завод «Металлист». В 1970 году началось освоение участка точного литья, в 1972 году освоено точное литье по выплавляемым моделям 225 деталей. В 1974 году на заводе началось внедрение порошковой металлургии. В 1975 году освоено литье под давлением. В 70-е годы кроме военной продукции выпускались товары народного потребления, в том числе комплекс «Здоровье», катамараны, соковыжималки, зимние удочки.

В 70-е годы на заводе началось внедрение в производство станков с числовым программным управлением (ЧПУ), что в условиях серийного и мелкосерийного многономенклатурного производства было очень эффективным. В 1971 году государственная комиссия приняла первую очередь АСУП с ЭВМ «Минск-22». В годы 9-й пятилетки объем валовой продукции увеличился на 41,3%. За 5 лет внедрено 10 механизированных поточно-конвейерных линий, 4 автоматические линии, 5 агрегатных станков, 68 станков с ЧПУ, модернизировано 163 действующих станка. В 1975 году начато массовое производство САУ 2СЗМ. За успешную работу завод награжден 24 февраля 1976 года орденом Знак Почета. 30 ноября 1976 года на заводе сдан в эксплуатацию участок станков с ЧПУ, управляемых ЭВМ, который являлся единственным в отрасли. Участок пущен в 1977 году. В конце 70-х годов часть заводских корпусов перестроены. В 1978 году в сборочном цехе пущены 2 конвейера общей сборки изделий и сборки ходовой части, сдан в промышленную эксплуатацию робот типа «Циклон-3 Б». В 1979 году запущена автоматическая линия обработки траков. В 11-й пятилетке перед заводом стояла задача увеличить механообрабатывающее производство за счет установки нового советского и импортного оборудования. В частности, были установлены 426 единиц металлорежущего оборудования, 322 прогрессивных станка, в том числе 54 с ЧПУ и другие. В 1980 году пущена роботизированная линия по холодной штамповке чашки на базе роботов «Циклон-3 Б». В 1985 году создан специализированный участок литья под давлением, в 1986 году методом точного литья изготавливались уже 2187 деталей. Одновременно с внедрением нового оборудования, завод испытывал определенные проблемы. В частности, в литейном цехе нередко выходил из строя конвейер, в результате чего нарушалась ритмичность работы других цехов. Кроме того, на деятельности завода отрицательно сказывались застойные явления, характерные для советской экономики этого периода. В 1988-1989 годах конвейер литейного цеха подвергся значительной реконструкции. В целом, в 1986-1988 годах на новое оборудование истрачено 14 миллионов рублей 21 апреля 1989 года завод получил переходящее Красное Знамя Совета Министров СССР и ВЦСПС и диплом о занесении на Всесоюзную Доску почета на ВДНХ СССР. 10 декабря 1990 года предприятие переименовано в производственное объединение «Уралтрансмаш».

Литература:
Металлургические заводы Урала XVII-XX вв. Энциклопедия. УроРАН, Академкнига; Ект, 2001. ISBN: 5-93472-05-0
Наумов В.П., Козлов А.Г. От Екатеринбургской фабрики до современного завода. М. 1957.
Березовская С.Л., Дубленных В.В. На крутых поворотах истории: Биография ПО «Ураптрансмаш». Екатеринбург, 1992.
Источник: http://www.arkur.ru/plants/yatesa.html

Суда, построенные на данном предприятии

ПроектСтр. №ПостроеноНазваниеРег. №Приписка
Буксиры паровые 1889 Пётр Щетинкин (Равенство, 244, А. Трапезников) 8044 Томск ((Российская Империя))
Буксиры паровые 1892 Сибиряк (№119, Барнаул, Охотник) Новосибирск ((нет))
Пароходы пассажирские и грузопассажирские 1892 Святой ключ (Российская Империя)
Буксиры паровые 1906 Товарищ (№187, Курган) Новосибирск (Томск, (нет))
Буксиры паровые 1907 Туринск (№ 185) Павлодар ((нет), Томск)
Пароходы пассажирские и грузопассажирские 1913 Бакенщик (Минусенок, П-96) 8343 (РСФСР) (ВМФ СССР, Военный флот белого движения, (Российская Империя))
Пароходы пассажирские и грузопассажирские 1914 Омич (№82, Кузнецк, Григорий Богослов) 7769 Черлак (Омск, Тюмень, Тобольск)
Буксиры паровые 1914 Советская Россия (Свободная Россия, Петр Столыпин) 015005 Томск ((РСФСР))


К списку предприятий

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.