Водный транспорт

Щельяюрский судоремонтно-судостроительный завод

К списку предприятий
 Щельяюр Щельяюрский судоремонтно-судостроительный завод с 1993
 Щельяюр Щельяюрский судоремонтно-судостроительный завод 1977 — 1993
 Щельяюр Щельяюрская ремонтно-эксплуатационная база флота 1958 — 1977
 Щельяюр Щельяюрские судоремонтные мастерские до 1958
Летопись отстойно-ремонтного затона, судоремонтных мастерских, судоремонтно-судостроительного завода, ремонинтно-эксплуатационной базы, и, наконец, ремонтно-отстойного пункта Щельяюр.

1920 год. Организован затон Щельяюр, где производили текущий ремонт и отстой флота. Это был единственный затон по всей р. Печора, но не имеющий мастерских для ремонта. Здесь сосредоточен был весь флот, состоящий к началу 1923 года из двух грузопассажирских пароходов: «Сов. Республика» и «Социализм», трёх буксирных — «Красноармеец», «П.Виноградов», «Г.Иванов», трёх парокатеров — «Товарищ», «С.Калмыков», «В.Батманов» мощн. 25-40 л.с., и 10-12 деревянных барж.
1921 год. Построена и оборудована небольшая мастерская, на которой установлены нефтедвигатель, маленький токарный станок и другое мелкое слесарное оборудование для ремонта судов.
1925-1938 гг. Создавалась надежная ремонтная база, которая позволяла бы производить сначала текущий, а потом средний и капитальный ремонт самоходного и несамоходного флота. Построены производственные цеха: деревоотделочный, лесозавод, цех плавсостава, механические мастерские с установкой станков, блок горячих цехов, где разместились: кузница, литейка трубопроводного цеха, эл.станция и др. Одновременно велось строительство жилого фонда и зданий социально-культурного и бытового назначения: клуба речников, бани, столовой, поликлиники, больницы, детсада-ясли, универмага и др. Также были построены здания для учебных заведений: речного техникума, который перебазировали в Щельяюр в 1936 году, школы Ф3О,а в дальнейшем ремесленного училища, переведенной из Ижмы в 1930 году школы и др.
1930 год. Профессионально-техническую школу из с.Ижма перевели в с. Щельяюр и переименовали в школу фабрично-заводского обучения, которая в 1941 году была преобразована в ремесленное училище №4, где готовили молодых специалистов для работы на судах и судоремонтных предприятиях.
1935 год (январь-февраль). Жителями Щельяюра организован лыжный переход, посвященный Дню Советской Армии, по маршруту: Щельяюр-Архангельск-Вологда-Рыбинск-Ярославль-Москва, протяженностью 4005 км. Участниками перехода были: Семяшкин М.А. — командир перехода — начальник ВОХР, Малютин Н.С. — бригадир строителей, Попов Л.В. — кочегар парохода, Рочев Я.Н. -матрос земснаряда и Смольников Г.К. — помощник механика. В 1928 году в затоне Шельяюр создана первая комсомольская ячейка речников в составе 12 комсомольцев. Секретарем был Федосеев В.И.
1936 г. В честь 15-тилетия Коми области совершен шлюпочный переход по рекам Печора-Волостница-Березовка-Чусовая-Вишерка-Колва-Вишера-Кама-Волга-Ока-Москва с расстоянием 3950 км., маршрут занял 69 дней. Участниками были работники затона Щельяюр и школы ФЗО: Лемзаков П.И. — командир — помощник начальника школы Ф3О, Фотиев Н.В. — политрук — техник-плановик, Болотников Д.П. — боцман — учащийся школы Ф3О, Федосеев А.И. — механик парохода, Чупров С.И. — котельщик, Канев А.П. — повар.
1937 г. Щельяюрский затон переименован в судоремонтные мастерские (СРМ). Для подготовки командного состава судов речного флота был открыт речной техникум, перебазированный из г.Сыктывкара. Первый выпуск специалистов состоялся в 1941 году.
1940 г. Начали производить капитальный ремонт флота с заменой обшивки корпусов и надстроек путем клёпки швов, переоборудованием внутренней деревянной обстройки и надстроек пароходов и землемашин, а такжe средний ремонт деревянных барж по 2-3 ед. в год.
1941-1945 гг. В эти трудные для всей страны годы труженики CPM Щельяюр производили ремонт и отстой флота, так необходимого для перевозки грузов для окончания строительства Северной железной дороги, транспортировки строительных материалов, оборудования, продовольствия, Воркутинского и Кыртинского углей. Речников, ушедших на фронт, заменили учащиеся и выпускники школы Ф3О,речного техникума, ремесленного училища и женщины.
1942-1944 гг. Силами речников Щельяюра производились работы по конвертовке судов для перегона в другие бассейны рек. Всего подготовлено для отправки и законвертовано 32 единицы пароходов, землемашин и барж.
1945г. Изготовлен первый цельносварный корпус грузопассажирского парохода «Социализм». С этого времени началось внедрение эл.сварки на судоремонте и в судостроении.
1950-1955 гг. Начало основания судостроения: изготовлен корпус для буксирного парохода «Социалист», понтоны для плавучих кранов ст.Бурлак, построены два колесных теплохода «Н.Зыков», «П.Морозов», приступили к строительству несамоходного флота грузоподъемностью 50-100-150 тонн.
1955-1959 гг. Освоение строительства и серийный выпуск сначала 60-тонных грузовых теплоходов с водометными движителями, а затем 150-тонных грузовых теплоходов. Всего было построено 9 единиц.
1958г. Судоремонтные мастерские Щельяюр переименованы в ремонтно-эксплуатационную базу с припиской самоходного и несамоходного флота для техобслуживания.
1959-1963 гг. В этот период началось освоение и строительство металлических барж проекта № 564 грузоподъемностью 600 тонн для замены деревянного несамоходного флота. Всего построено 13 единиц.
1960 г. Возобновилось строительство жилого фонда и зданий социально-культурного и бытового назначения: Приступили к строительству сначала 8-квартирных домов, а затем 12- и 24-квартирных домов. В 1959 году введен в действие детсад на 50 мест с последующей пристройкой. Построена школа в деревянном исполнении на 320 мест в 1961 году. Построена и введена в действие столовая в кирпичном исполнении в 1957 году, а также баня, прачечная на 40 мест в 1963 году. Построен и сдан в эксплуатацию детсад-ясли на 140 мест в кирпичном исполнении в 1972 году с последующей пристройкой. Построено административное здание для управленческого персонала РЭБ.
1956-1981 гг. В течение пяти пятилеток велось строительство металлических барж-площадок проекта №183, 183В,183ВМ и барж-тентовок проекта №781 грузоподъемностью 200 тонн, брандвахт пр.283 как для пароходства и БУП, так и для сторонних организаций. В течение 25 лет сдано в эксплуатацию более 90 единиц.
1964 г. Приступили к строительству буксирного флота для замены пароходов: 1964-1972 гг. — Выпустили из судостроения 22 единицы буксирных колесных теплоходов проекта № 1518 мощностью 300 л.с. 1972-1982 гг. — Освоили и приступили к строительству буксирных теплоходов-плотоводов пр.Р-14 мощн. 450 л.с. и за 10 лет сдано в эксплуатацию 17 единиц. В этот же период были построены дебаркадеры проекта Р-70 — 6 единиц, и брандвахты для Печорского порта и БУП — 4 единицы, а также двухсекционный док проекта Р-39.
1977 г. В связи с возросшим объемом судостроения Щельяюрская РЭБ была переименована в судоремонтно-судостроительный завод (СР-ССЗ).
1982 г. Началось строительство мелкосидящих буксиров-толкачей проекта P-162 мощн. 450 л.с. Начиная с 1970 года производилось техническое перевооружение предприятия: — оборудована незатопляемая судостроительная площадка для сборки корпусов судов секциями с установкой слиповых кранов, БКСМ-8 и приобретением кранов K-161 и Д пр. Построены кислородная станция, корпусной и деревоотделочный цеха с заменой оборудования, лесозавод, стояночный гараж, отопительная котельная с установкой 3-х котлов, для бесперебойного обеспечения эл.энергией на электростанции установлены дополнительно четыре дизельгенератора разной мощности и т.д.
В 1986 году введен в действие блок цехов с монтажом новейшего оборудования, где разместились корпусной, механический, трубопроводный и эл.монтажный цеха, и после — цех плавсостава. В Щельяюре в 1991 году 1 сентября открылась новая школа на 654 места.

Суда, построенные на данном предприятии

ПроектСтр. №ПостроеноНазваниеРег. №Приписка
Проект Р-70 СВ-701 Печора
Тип ГТ, проект 898 (А, Б) 1959 Ашхабад 076830 Печора
Тип ГТ, проект 821 1959 Юрий Гагарин 076832 Печора
Тип ГТ, проект 821 1960 Ижевск Печора
Тип ГТ, проект 821 1960 Уфа 076833 Печора
Тип ГТ, проект 821 1960 Казань Печора
Проект 1518, 1518А, тип БТК 1 1964 БТК-271 087606 Троицко-Печорск
Проект 1518, 1518А, тип БТК 2 1965 БТК-272 087658 Троицко-Печорск
Тип 183 (всех модификаций), проект 183А 2 01.07.1965 НТ-110 077898 Печора
Проект 1518, 1518А, тип БТК 3 1965 БТК-273 087660 Троицко-Печорск
Проект 1518, 1518А, тип БТК 4 1965 БТК-274 087664 Троицко-Печорск (Лемтыбож)
Проект 1518, 1518А, тип БТК 5 1965 БТК-275 087665 Троицко-Печорск (Лемтыбож)
Проект 1518, 1518А, тип БТК 6 1967 БТК-276 087764 Троицко-Печорск (Лемтыбож)
Проект 1518, 1518А, тип БТК 7 1967 БТК-277 087765 Троицко-Печорск (Лемтыбож)
Проект 1518, 1518А, тип БТК 8 1967 БТК-278 087766 Троицко-Печорск (Лемтыбож)
Проект 1518, 1518А, тип БТК 9 1967 БТК-279 087767 Лемтыбож
Проект 1518, 1518А, тип БТК 10 1968 БТК-10 Лемтыбож
Проект 1518, 1518А, тип БТК 11 1968 БТК-11 Щельяюр
Проект 1518, 1518А, тип БТК 12 1968 БТК-12 Щельяюр
Проект 1518, 1518А, тип БТК 13 1968 БТК-13 Щельяюр
Проект 1518, 1518А, тип БТК 14 1969 БТК-14 Печора
Проект 1518, 1518А, тип БТК 15 1969 БТК-15 Печора
Проект 1518, 1518А, тип БТК 16 1969 БТК-16 Печора
Проект 1518, 1518А, тип БТК 17 1969 БТК-17 Печора
Тип 183 (всех модификаций), проект 183В, 183ВМ 20 1970 Новоборская-6 071361 Щельяюр
Тип 183 (всех модификаций), проект 183В, 183ВМ 25 01.10.1970 МП-18 071369 Печора
Проект 283Б 2 1971 Брандвахта-114 071401 Печора
Проект 1518, 1518А, тип БТК 1972 БТК-22 Печора
Тип РП, проект Р-14 1 1972 Кожва Щельяюр
Проект 283Б 3 1972 Брандвахта-115 071383 Печора
Проект 1518, 1518А, тип БТК 20 1972 БТК-20 087952 Печора
Тип 183 (всех модификаций), проект 183В, 183ВМ 32 1972 МП-202 071387 Печора
Тип 183 (всех модификаций), проект 183В, 183ВМ 1973 МП-38 071396 Щельяюр (Печора)
Тип 183 (всех модификаций), проект 183В, 183ВМ 2 18.05.1973 МП-10 071395 Усинск (Печора)
Тип 183 (всех модификаций), проект 183В, 183ВМ 40 1973 МП-40 071400 Нарьян-Мар
Тип 183 (всех модификаций), проект 183В, 183ВМ 40 1973 МП-40 071400 Нарьян-Мар (Красное)
Проект Р-70 1974 Д-73 Печора
Проект Р-70 1974 Д-72 071393 Печора
Тип РП, проект Р-14 2 1974 Вуктыл Щельяюр
Проект Р-133Б 47 01.07.1974 СВ-189 077519 Печора
Тип РП, проект Р-14А 2 1975 Усть-Цильма 087958 Печора
Тип РП, проект Р-14А 3 17.06.1975 Усинск 087957 Печора
Тип 183 (всех модификаций), проект 183В, 183ВМ 46 1975 БПА-1 (МП-13) 071580 Усинск (Ухта)
Тип 183 (всех модификаций), проект 183Б, 183БМ 46 25.05.1975 МП-41 071582 Нарьян-Мар
Тип 183 (всех модификаций) 1976 ПН-2 071593 Печора
Тип РП, проект Р-14 3/5 1976 Илыч 087959 Печора
Тип РП, проект Р-14А 4/6 1976 Уса 177142 Нарьян-Мар (Печора)
Тип 183 (всех модификаций), проект 183В, 183ВМ 1977 МП-203 071631 Мутный Материк
Тип РП, проект Р-14А 5 1977 Колва 177143 Печора
Тип 183 (всех модификаций), проект 183В, 183ВМ 60 1977 МП-200 071513 Леждуг
Проект Р-70 5 1978 СВ-702 071511 Посёлок Искателей (Печора)
Тип РП, проект Р-14А 6 1978 Адзьва 177144 Печора (Троицко-Печорск)
Тип РП, проект Р-14А 7 1978 Лемва 177145 Печора
Тип 183 (всех модификаций), проект 183В, 183ВМ 43 1978 РТК-3 194255 Нарьян-Мар
Тип 183 (всех модификаций), проект 183В, 183ВМ 67 1978 ПП-206 071653 Печора
Тип РП, проект Р-14А 8 01.06.1979 Сула 194256 Печора
Тип РП, проект Р-14А 9 1979 Аранец 194260 Печора
Тип РП, проект Р-14А 10 1979 Хоседа 177067 Нарьян-Мар
Тип РП, проект Р-14А 11 05.08.1980 Кажим 194415 Печора
Тип РП, проект Р-14А 12 16.10.1980 Сыня 194258 Печора
Проект Р-70 1981 СВ-703 Печора
Проект Р-94 1 31.08.1981 МЗ-1 194416 Печора
Тип РП, проект Р-14А 13 1981 Вишера 194568 Печора
Тип 183 (всех модификаций), проект 183В, 183ВМ 79 21.10.1981 МПГ-6 177078 Сыктывкар
Несамоходные сухогрузные суда 1 1982 МТ-221 194418 Печора
Тип РП, проект Р-14А 14 1982 Валентин Зажигин 177071 Архангельск
Тип РП, проект Р-14А 15 03.12.1982 Вычегда 194569 Печора
Тип БТМ (Павловск), проект Р-162А 1 1983 БТМ-457 194417 Печора
Несамоходные суда 5 12.12.1983 МПП-225 177072 Сыктывкар (Троицко-Печорск)
Тип БТМ (Павловск), проект Р-162А 2 1984 БТМ-463 194420 Печора
Тип БТМ (Павловск), проект Р-162А 3 1984 БТМ-464 206090 Печора
Проект 81020 1985 СВ-21 194582 Печора
Тип БТМ (Павловск), проект Р-162А 4 1985 БТМ-471 206121 Печора
Проект 81020 19.11.1986 СВ-22 206205 Печора
Тип БТМ (Павловск), проект Р-162А 5 1986 БТМ-472 206203 Печора
Тип БТМ (Павловск), проект Р-162А 6 1986 Флагман (БТМ-480) 206204 Нарьян-Мар (Печора)
Тип 183 (всех модификаций), проект 183В, 183ВМ 456 19.08.1986 Новоборская-8 206089 Щельяюр (Усть-Цильма)
Тип 183 (всех модификаций), проект 183В, 183ВМ 541 1986 МП-14 206289 Щельяюр (Красное)
Проект 81020 4 1987 БР-4 Москва ((приписка неизвестна - Россия), (приписка неизвестна - РСФСР))
Тип БТМ (Павловск), проект Р-162А 7 1987 БТМ-492 206290 Печора
Тип БТМ (Павловск), проект Р-162А 8 23.07.1987 БТМ-493 206291 Нарьян-Мар (Печора)
Тип 183 (всех модификаций), проект 183В, 183ВМ 534 1987 Тундра-40 ((неизвестно)) 206294 Диюр (Щельяюр)
Тип БТМ (Павловск), проект Р-162А 1988 БТМ-503 222116 Печора
Тип БТМ (Павловск), проект Р-162А 1988 БТМ-504 222117 Печора
Тип БТМ (Павловск), проект Р-162А 1988 БТМ-502 222115 Печора
Тип 183 (всех модификаций), проект 183Б, 183БМ 1988 МПГ-20 222143 Усть-Цильма (Щельяюр)
Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3, В) 1 29.12.1988 МП-701 222119 Печора
Проект 81020 4 15.12.1988 СВ-23 222118 Казань (Печора)
Тип БТМ (Павловск), проект Р-162 1989 БТМ-527 222140 Печора
Тип БТМ (Павловск), проект Р-162А 1989 БТМ-528 222139 Нижний Новгород
Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3, В) 2 1989 МП-702 222141 Печора
Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3, В) 3 1989 МП-703 224356 Печора
Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3, В) 4 27.12.1989 МП-704 224357 Нарьян-Мар (Печора)
Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3, В) 5 1989 МП-705 224351 Печора
Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3, В) 6 28.06.1990 МП-706 224363 Нарьян-Мар (Печора)
Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3, В) 7 1990 МП-707 224364 Печора
Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3, В) 8 25.12.1990 МП-708 224367 Печора
Тип БТМ (Павловск), проект Р-162А 14 27.09.1990 Стрежень 222124 Путеец (Печора)
Тип БТМ (Павловск), проект Р-162А 15 25.12.1990 БТМ-530 222125 Москва (Коломна)
Тип БТМ (Павловск), проект Р-162А 1991 БТМ-535 222365 Печора
Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3, В) 9 26.06.1991 МП-709 224368 Печора
Проект Р-146, Р-146А 10 25.09.1991 БСХ-10 224380 Усинск (Новый Бор, (приписка неизвестна - РСФСР))
Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3, В) 10 27.12.1991 МП-710 224369 Печора
Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3, В) 11 1992 МП-711 224370 Печора
Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3, В) 12 1992 МП-712 224371 Печора
Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3, В) 13 1993 МП-713 2244хх Печора
Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3, В) 14 18.08.1993 МП-714 224471 Печора
Проект 81650 10.1994 МЗ-201 224366 Печора
Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3, В) 1 1994 МС-505 224472 Нарьян-Мар (Печора)

Суда, достроенные на данном предприятии

ПроектСтр. №ПостроеноНазваниеРег. №Приписка
Тип 942 (всех модификаций), проект 942 11 1970 МТ-908 147175 Печора
Тип 942 (всех модификаций), проект 942 12 1970 МП-1077 147176 Печора


К списку предприятий