Водный транспорт

Комментарии, написанные пользователем PavelPilecki

Отобразить все комментарии

Ссылка
PavelPilecki · Воронеж · 03.05.2024 13:06 MSK
Нет фотографий
По верхнедонским судам раннего проекта 911 информация в книге И. А. Афанасьева (2005 г.) достаточно подробная и чёткая. Всего в Лисках работало 4 теплохода: «РТ-400», «РТ-402», «РТ-403», «РТ-405». Все четыре были переданы в Лиски осенью 1964 года и «забраны» осенью 1972 года. На Верхнем Дону в начале 70-х годов был экстремально маловодный период и в 1972 году теплоходы проекта 911 сочли слишком большими. Маловодный период закончился и в 1982 года в Лиски попали новые теплоходы проекта 911-В постройки Павловского завода, но это уже другая история. Подробные цитаты из книги по первым судам проекта 911 на моей странице https://sites.google.com/view/upper-reac...els/911

Информация в книге в целом совпадает с базой данных, но есть интересные детали. Афанасьев называет все эти 4 судна проектом 911-А, а в базе данных они указаны как 911Б. Афанасьев сообщает, что на «РТ-400» стояли немецкие дизели мощностью 380 л.с., поэтому этот теплоход был самым мощным в порту (все остальные в то время были не более 300 л.с.). На остальных трёх судах стояли двигатели «Дальдизель» мощностью по 300 л.с., но из-за изношенности их очень быстро заменили на дизели «Шкода». Это довольно странно, так как по базе данных эти три судна были 1962 года постройки и на момент поступления в Лиски отработали не более трёх полных навигаций. Различные двигатели намекают на то, что в Лисках было две модификации проекта (например, 911-А и 911-Б), но это уже моё предположение.
0
+0 / –0
Ссылка
PavelPilecki · Воронеж · 03.05.2024 12:52 MSK
Нет фотографий
В книге И. А. Афанасьева (2005 г.) есть такая информация, которая относится к концу 40-х — первой половине 50-х годов (точно до 1957 года):
"Периодически, по несколько навигаций подряд, работали в верховьях Дона теплоходы: «Троянский», «Диспетчер», «Смелый», «Стремительный», «БТ-46», «Бодрый» …"
Все эти теплоходы не были приписаны к пристани Лиски. Но почти наверняка у них была приписка на Нижнем Дону.
По моему мнению, «Смелый», «Стремительный», «Бодрый» это проект 522.
А вот «БТ-46», по моему мнению, это водометный буксир 1954 года постройки. То есть в середине 50-х годов он был приписан на Нижнем Дону (и работал на Верхнем Дону).
В пару к «БТ-46» хорошо подходит теплоход «Троянский» (уникальное название), который в конце карьеры тоже был передан в Краснодар.
Для «Диспетчера» я не нашёл подходящего варианта, но это, вероятно, довоенный донской теплоход.
0
+0 / –0
Ссылка
PavelPilecki · Воронеж · 02.05.2024 10:40 MSK
Нет фотографий
Вероятно, это судно упоминается в книге И. А. Афанасьева (2005 г.):

"В 1948 году на Верхний Дон прибывает самоходная баржа «Грузия» (75 л.с., 190 тонн) и вплоть до 1955 года обеспечивает перевозки грузов большой скорости, а затем, после произведенного капитального ремонта, баржа была передана на завод «Красный Флот»."

Грузоподъёмность почти совпадает, а двигатель могли поменять. Выражение "самоходная баржа" больше в этой книге не используется, то есть судно действительно было нетиповое.
0
+0 / –0
Ссылка
PavelPilecki · Воронеж · 02.05.2024 10:35 MSK
Нет фотографий
По верхнедонским теплоходам проекта 522 информация в книге И. А. Афанасьева (2005 г.) не очень подробная и ясная. Но я надеюсь, что даже такая информация поможет уточнить передачи между бассейнами и портами.

Точно указано, что весной 1957 года в Лиски были переданы четыре теплохода проекта 522: «Бодрый», «Храбрый», «Грозный», «Отважный». Но из них в базе данных только у «Бодрого» приписка в Донском бассейне, для остальных трёх указана приписка Подтёсово.
После этого в период с 1965 по 1970 год Лиски получили теплоходы «Славный» и «БТ-159». В книге проект не указан, но в базе данных есть теплоходы проекта 522 с такими названиями и припиской в Донском бассейне.
Кроме этого, в начале и середине 50-х годах на Верхнем Дону временно (без смены приписки) работали нижнедонские теплоходы «Смелый» и «Стремительный». В книге проект не указан, но я думаю, что это были теплоходы 522 проекта. У «Смелого» в базе данных приписка тоже Подтёсово, вероятно была большая передача судов этого проекта между бассейнами.

Исходные цитаты из книги на моей странице https://sites.google.com/view/upper-reac...els/522 По названиям судов получается такая сводка:
Теплоход «Смелый» (проект не указан) работал на Верхнем Дону несколько навигаций в конце 40-х — начале 50-х годов без смены приписки.
Теплоход «Стремительный» (проект не указан) работал на Верхнем Дону несколько навигаций в конце 40-х — начале 50-х годов без смены приписки.
Теплоход «Бодрый» (проект не указан) работал на Верхнем Дону несколько навигаций в конце 40-х — начале 50-х годов без смены приписки.
Теплоход проекта 522 «Храбрый» поступил в Лиски в 1957 году, других упоминаний нет.
Теплоход проекта 522 «Грозный» поступил в Лиски в 1957 году, выведен из эксплуатации в период с 1965 по 1970 год.
Теплоход проекта 522 «Бодрый» поступил в Лиски в 1957 году, выведен из эксплуатации в период с 1976 по 1980 год.
Теплоход проекта 522 «Отважный» поступил в Лиски в 1957 году, выведен из эксплуатации в период с 1965 по 1970 год.
Теплоход «Славный» (проект не указан) поступил в период с 1965 по 1970 год, выведен из эксплуатации в период с 1976 по 1980 год.
Теплоход «БТ-159» (проект не указан) поступил в период с 1965 по 1970 год, последнее упоминание 1971 год.
0
+0 / –0
Ссылка
PavelPilecki · Воронеж · 26.04.2024 15:06 MSK
Нет фотографий
По информации в книге И. А. Афанасьева (2005 г.), в истории этого теплохода пропущен большой и интересный кусок. Во второй половине 80-х годов было несколько интересных передач судов между Воронежем и Лисками и «М-50» за короткое время несколько раз сменил владельца и приписку. Вот цитаты из книги:

"С весны 1987 года на линию Георгиу-Деж — Павловск вышел пассажирский теплоход «М-50», принятый от Воронежского порта, но количество пассажиров, воспользовавшихся услугами речников, было крайне низким. А теплоход «М-76», в связи с его низким техническим состоянием, был выведен из эксплуатационного ядра и начались дискуссии по поводу: проводить ли ему капитальный ремонт, или ликвидировать."

"С весны 1988 года пассажирский теплоход «М-50» эксплуатировался на линии Георгиу-Деж — Павловск. Но из-за очень низкого пассажиропотока в середине лета был выведен на холодный отстой, а в октябре 1988 года «М-50» был продан Воронежскому Дворцу пионеров. Вместе с ним был продан и дебаркадер узла связи, с начала года лишь поступивший на баланс порта."
Спасибо! Комментарий учтён
+2
+2 / –0
Ссылка
PavelPilecki · Воронеж · 26.04.2024 15:06 MSK
Нет фотографий
По информации в книге И. А. Афанасьева (2005 г.), в истории этого теплохода тоже пропущен большой кусок. Цитаты очень хорошо поясняют судьбу теплохода (почему он попал в Лиски, почему был снят с пассажирской линии, почему ушёл из Лисок), поэтому я хочу привести большие цитаты из книги:

"Значительные изменения в балансовом флоте порта произошли в 1964 году.
Из-за однобокого подхода к вопросу о рентабельности пассажирских перевозок, комфортабельные и очень неплохо зарекомендовавшие себя водометные теплоходы «ВТ-301», «ВТ-302», «ВТ-303» были убраны с участка. Вместо них на пассажирскую линию Лиски - Павловск вышли теплоходы типа «Москвич»: «М-71» и «Кама» (позднее этот теплоход был переименован в «М-72»)."

"В 1973 году с Московского судостроительного завода получены скоростные пассажирские глиссирующие теплоходы «Заря-144» и «Заря-148» ...
Навигация 1973 года явилась последней для теплохода «Москвич-71», когда он использовался в пассажирском варианте. Теплоход был выведен из рабочей группы, затем в Павловском СРЗ ему был проведен капитальный ремонт и переоборудование в агитационное, специализированное судно, и уже с весны 1977 года на плесах Верхнего и Среднего Дона появился белоснежный красавец — агит-теплоход. После проведенного в коллективе порта конкурса на лучшее название судна, на борту его появилось звучное и гордое имя «Ударник»."

"Выполнялись в Павловске и капитальные модернизационные работы по флоту, такие как, например, переоборудование парохода «Сталинград» в плавучий зверинец, а серийных пассажирских теплоходов — в специализированные агитационные суда для Верхнего и Нижнего Дона: «Ударник» и «Прогресс»."

"По завершении навигации-89 по инициативе совета трудового коллектива и профкома был решен вопрос о приостановке работы агиттеплохода «Ударник». В мае 1990 года «Ударник» был продан Воронежскому Дворцу пионеров."
Спасибо! Комментарий учтён
+3
+3 / –0
Ссылка
PavelPilecki · Воронеж · 26.04.2024 12:52 MSK
Нет фотографий
Есть вероятность, что это бывший дебаркадер воронежского Дворца пионеров (в начале 90-х владельца пассажирских теплоходов «М-50» и «Ударник»),а ранее дебаркадер лискинского речного узла связи. Собственно воронежский Дворец пионеров расположен на горе на другом берегу реки. Но "водная база" Дворца пионеров, насколько я понимаю, традиционно располагалась в этом заливчике. В состав "водной базы" входил дебаркадер с пассажирскими теплоходами (которые давно ушли из Воронежа) и детская парусная школа (которая и сейчас работает). Вот две цитаты из книги И. А. Афанасьева (2005 г.) о лискинском порту:

"С первых дней 1988 года в состав порта вошел коллектив детского садика, а с 1 апреля — узел связи."

"... а в октябре 1988 года «М-50» был продан Воронежскому Дворцу пионеров. Вместе с ним был продан и дебаркадер узла связи, с начала года лишь поступивший на баланс порта."

Проект и номер дебаркадера в книге не указаны, предыстория также неизвестна. Насколько я понимаю, никаких специальных дебаркадеров для речных узлов связи не было. Поэтому вероятнее всего, что это местный проект. Большая серия пассажирских дебаркадеров была построена в Павловске в 50-х годах, а в 70-х почти все эти дебаркадеры сняли с пассажирской работы. Но проект этих павловских дебаркадеров я тоже не знаю.
Спасибо! Комментарий учтён
+2
+2 / –0
Ссылка
PavelPilecki · Воронеж · 25.04.2024 10:00 MSK
Нет фотографий
В книге И. А. Афанасьева (2005 г.) подтверждается, что теплоход «Бойкий» (буксир 150 л.с.) был приписан к пристани Лиски (поступил 1961 году, выведен из эксплуатации в период с 1976 по 1980 год).
Цитаты из книги на моей странице: https://sites.google.com/view/upper-reac...els/431

В книге есть интересная дополнительная информация. Афанасьев сообщает, что «Бойкий» находился в аренде у судоходной инспекции, также использовался как обычный буксир. В книге есть фотография, на которой возле названия «Бойкий» действительно видны символы «СИ7».

Однако по базе данных название «СИ-7» в донском бассейне в этот же период (с 1961 по 1976) носил катер проекта 343. На этом информация к размышлению не заканчивается. Я искал фотографию «Бойкого» в хорошем качестве и нашёл через поиск Google комментарий к одной из удаленных фотографий:
https://fleetphoto.ru/photo/352956/?vid=91865
"В балансе флота ВДРП за 1975 год числится буксирный теплоход Бойкий мощностью 150 л.с. постройки 1948 года. Обозначен как проект 431 и подготовлен к списанию. Но реальности в 1976 году был продан в ДРСУ города Лиски."

В книге Афанасьева информации о продаже судна нет, источник информации о продаже непонятный. "Продажа в ДРСУ" это намёк на обслуживание наплавных мостов, в Лискинском районе в то время было как минимум два наплавных моста. Но «Бойкий» довольно крупный для разводки пролёта. В общем, «Бойкий» оказался интересным для поисков судном. Я примерно через месяц сделаю хорошую фотография страницы из книги и выложу на сайт (если не найду фото в интернете).
+1
+1 / –0
Ссылка
PavelPilecki · Воронеж · 24.04.2024 13:35 MSK
Нет фотографий
В книге И. А. Афанасьева (2005 г.) сообщается, что в середине 50-х годов к пристани Лиски были приписаны 2 теплохода этого проекта:
«Иван Земнухов» поступил в 1954 году, последнее упоминание 1955 год;
«Олег Кошевой» поступил в 1954 году, последнее упоминание 1956 год.
Цитаты из книги я собрал на своей странице https://sites.google.com/view/upper-reac...technik

Судьба теплоходов в книге не уточняется. Вероятно, в конце 50-х годов, после массового поступления в Лиски новых теплоходов, эти два судна вернули на Нижний Дон.

Теплоходы типа «Техник» оставили заметный след в истории Верхнего Дона. Это были первые послевоенные теплоходы, приписанные к пристани Лиски. Поэтому в 1955 году они выполнили первые на Верхнем Дону опытные рейсы теплоходов по вождению составов методом толкания. В 1956 году «Олег Кошевой» первым на Верхнем Дону стал работать по методу совмещения профессий палубной и машинной команд.
0
+0 / –0
Ссылка
PavelPilecki · Воронеж · 23.04.2024 17:12 MSK
Нет фотографий
В книге И. А. Афанасьева (2005 г.) сообщается, что в порту Лиски/Георгиу-Деж работали 19 теплоходов этого проекта:
Теплоходы «ГТ-60»/проект М-105 [1956 (весна?) — 1983 (осень?)]: 19 грузовых теплоходов (ГТ-1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 17, 18, 20, 21, 23, 24, 25, 26).
Поступление:
первые 4 теплохода («ГТ-1», «ГТ-2», «ГТ-3», «ГТ-4») поступили в навигацию 1956 году («ГТ-2» фактически работал уже в июне);
остальные 15 теплоходов поступили после 1956 года и до конца навигации 1960 года (в навигацию 1960 года работали все 19 судов).
Списание:
первые 3 теплохода («ГТ-3», «ГТ-8», «ГТ-9») списаны в 1975 году;
следующие 9 теплоходов (номера не указаны) были списаны в 10-й пятилетке, то есть с 1976 года по 1980 год;
оставшиеся 7 теплоходов (номера не указаны) были списаны в 11-й пятилетке (эксплуатация полностью завершилась в 1983 году).
Подробные цитаты из книги я собрал на своей странице https://sites.google.com/view/upper-reac...s/m-105

По информации Афанасьева, все лискинские теплоходы этого типа были проекта 105 (150 л.с., 60/63 тонны).
Для первых четырёх теплоходов точно указано, что их получили новыми с Калачеевсего СРЗ (по остальным нет уточнений).
Информация Афанасьева несколько отличается от базы данных.
В базе данных для ГТ-20, ГТ-21, ГТ-22, ГТ-23, ГТ-24, ГТ-25, ГТ-26 указан порт приписки Георгиу-Деж/Лиски (у Афанасьева нет ГТ-22, 6 судов совпадают).
В базе данных для ГТ-1, ГТ-2, ГТ-3, ГТ-5, ГТ-6, ГТ-7, ГТ-8, ГТ-9, ГТ-11, ГТ-14, ГТ-17, ГТ-18 порт приписки не указан, но указан Калачеевский СРЗ (12 судов совпадают).
ГТ-10 я вообще не нашёл в базе данных.

По информации Афанасьева, на Верхнем Дону с первого года эксплуатации теплоходы этого проекта старались использовать для толкания барж грузоподъёмностью до 300 тонн.
Одиночная эксплуатация судов этого проекта считалась экономически неэффективной из-за малой грузоподъёмности теплохода.
0
+0 / –0
Ссылка
PavelPilecki · Воронеж · 19.04.2024 16:34 MSK
Нет фотографий
В книге И. А. Афанасьева (2005 г.) сообщается, что в порту Лиски/Георгиу-Деж работали 8 теплоходов проекта 528:
«БТ-301» 1962 — 1985 (весна)
«БТ-302» 1957 (весна) — 1983 (осень)
«БТ-303» 1963 — 1983 (осень)
«БТ-304» 1957 (весна) — 1983 (осень)
«БТ-307» 1973 — 1984
«БТ-308» 1973 — 1983 (осень)
«БТ-313» 1957 (осень) — 1986 (осень)
«БТ-326» 1957 (осень) — 1991 (весна)
Подробные цитаты из книги я собрал на своей странице https://sites.google.com/view/upper-reac...els/528

Информация по БТ-301/БТ-302/БТ-303/БТ-304 в целом совпадает с базой данных, только приписка указана Калач-на-Дону (соседний порт этого же пароходства).
А вот по БТ-307/БТ-308/БТ-313/БТ-326 я не нашёл хороших совпадений в базе данных.
+1
+1 / –0