FleetPhoto

Завод Ятеса

To the list of facilities
City: Yekaterinburg  

Ятеса чугунолитейный и механический завод, чугунолитейное и машиностроительное предприятие в городе Екатеринбурге, действовавшее на Среднем Урале с 40-х годов XIX века до начала 1920-х годов. С 1941 года — завод № 37, с 1958 года — № 50, с 1967 года — Уральский завод транспортного машиностроения им. Я.М. Свердлова.

Основан в 1844 году английским инженером, главным механиком Уральских казенных заводов Петром Эдуардовичем Тетом на реке Мельковке, притоке реки Исети, на арендованной земле, на месте бывшей золотопромывальной фабрики, около Екатеринбурга (позднее вошел в городскую черту). В 1845 году сооружены фабричное здание, водопроводная труба к наливному колесу, канава для отвода отработанной воды и ряд других построек. Плотина и заводской пруд существовали со времени действия золотопромывальной фабрики. Оставаясь фактическим владельцем завода, П.Э. Тет сдал его в аренду своим родственникам Петру Гаксу и Гектору Гуллету. предприятие специализировалось на выпуске паровых машин. В 1859 году на заводе трудилось 129 человек.

В 1860-х годах П. Гаке и Г. Гуллет отказались от аренды, в 1865 году предприятие остановлено. П.Э. Тет сначала продлил срок аренды до 1892 года, а затем приобрел его в полную собственность и перепродал своему соотечественнику, предпринимателю Василию Егоровичу Ятесу, от которого завод перешел к Фоме (Тому) Егоровичу Ятесу. Некоторое время на заводской территории находились 3 фабрики (механическая, суконная, пивоваренная), затем производство сукна и пива было свернуто, а механическая фабрика расширена. Чугун и железо закупались на уральских заводах, иногда на южнороссийских предприятиях. В 80-х годах ежегодная производительность механического завода в денежном выражении равнялась 53 тысячам рублей. В 80-90-е годы завод развивался сравнительно успешно, производя различное оборудование по заказу владельцев золотых приисков, мукомольных мельниц, винокуренных заводов. Среди постоянных клиентов Ятеса были уральские металлургические заводы.

В 1899-1902 годах завод изготовил паровую горизонтальную машину в 100 лошадиных сил для Нязепетровского завода, 4 газовых клапана для аппаратов «Массик и Крук» для Кизеловского завода, железный кожух для доменной печи завода М.М. Лукьянова, воздуходувную машину с паровым котлом для Златоустовского завода, воздуходувную машину для Инзерского завода, паровую машину «Компаунд» в 250 лошадиных сил для Лысьвенского завода, 8 пар прокатных станов для Нижне-Тагильских заводов и так далее. В этот период, значительно обновленное предприятие Ятеса состояло из цехов: литейного с 2 вагранками для переплавки чугуна; токарного с 29 различными станками, двумя кранами в 5 тонн и 10 тонн; слесарно-сборочного с мостовым краном в 10 тонн; котельного с 3 сверлильными станками, 2 дыропробивными и листообрезными прессами, 13 постоянными и 4 переменными горнами; кузнечного с 12 горнами и паровым молотом и так далее. Завод освещался электричеством при помощи двух динамо-машин. На заводских работах трудилось от 290 до 350 человек.

В начале XX века под воздействием кризиса и увеличения импорта машиностроительной продукции завод Ф.Е. Ятеса стал сокращать объем производства. Пытаясь удержаться на плаву, Ф.Е. Ятес арендовал в 1903 году на 10 лет Жабынский судостроительный и механический завод И.И. Игнатова, который находился в 7 верстах от Тюмени. Эта операция оказалась убыточной: за два года Ф.Е. Ятес потерял 110 тысяч рублей и вынужден был сначала закрыть Жабынский завод, а затем досрочно отказаться от его аренды. В 1908 году финансовое положение Ф.Е. Ятеса обострилось настолько, что 16 апреля 1908 года общее собрание его кредиторов пришло к выводу о необходимости учреждения администрации, которая должна была возглавить предприятие, вывести его из тупика и расплатиться с кредиторами. Администрация по делам Ф.Е. Ятеса создана 24 июня 1908 года. Кредиторы включили Ф.Е. Ятеса в состав администрации, оставив его таким образом в числе владельцев завода.

В период с 1908 года по 1917 год завод производил паровые машины различных модификаций, воздуходувные машины, паровые котлы всех систем, локомобили обыкновенные и «Компаунд», паровые молоты, станки (токарные, строгальные, сверлильные, долбежные), насосы (рудничные, водоподъемные, центробежные, калифорнийские), пястовые толчеи и чаши с бегунами для золотых приисков, чаши и бутары для промывки песков, дробилки Блека, турбины, разные приводы, трансмиссии, чугунное и медное литье. В числе заказчиков по-прежнему оставались как представители фабрично-заводской промышленности, так и металлургические предприятия. В 1911 году сгорело помещение механического цеха, которое отстроено заново. В 1911 году построено здание столярного цеха. В годы первой мировой войны завод работал на нужды обороны, выпуская в первую очередь оборудование для заводов, исполнявших военные заказы.

В январе 1918 года национализирован, во главе завода встал Деловой Совет. В 1918 году завод вновь перешел к Ф.Е. Ятесу, который в 1919 году эвакуировал часть оборудования. 31 октября 1919 года завод возглавил Деловой Совет, в ноябре 1919 года во главе предприятия встал директор П.А. Ладыженский, который сумел наладить производство запасных частей для электростанций и мельниц. На заводе в 1920 году трудилось 39 служащих и 322 рабочих, действовали механический, литейный, котельный цехи, паровая станция, электростанция и ряд вспомогательных цехов. На заводе имелось 93 станка, две паровые машины «Компаунд», два паровых котла, 2 вагранки, 1 кузнечный молот, 4 пресса, несколько горнов. Большая часть оборудования нуждалась в замене, в частности, 78 металлорежущих станков имели степень износа до 60%.

20 апреля 1922 года предприятие получило наименование «Металлист» и в том же году было объединено с заводом «Сталькан», который производил стальные канаты. В 1924 году «Металлист» выделен в самостоятельное предприятие. В этот период завод увеличил выпуск продукции, обслуживая различных заказчиков. В 1924 году на заводе изготовлены котел для парохода «Спокойный» и шкив-маховик для прокатного стана Верхнеуфалейского завода и другая продукция. 6 марта 1928 года «Металлист» объединен с заводами «Машиностроитель» и «Спартак». Заводы при объединении получили статус цехов, «Металлист» стал цехом № 1. В 1928-1932 годах завод действовал сравнительно успешно, выполнив задание первой пятилетки за 4 года. В этот период на реконструкцию завода было выделено 5153 тысячи рублей.

В 1933 году на реконструкцию завода поступило 1159 тысяч рублей, в 1934 году — 1670 тысяч рублей. В годы второй пятилетки завод реконструирован: корпуса основных цехов возведены и частично оснащены заново. 5 ноября 1933 года пущен новый чугуносталелитейный цех, затем введены в строй механосборочный, парокотельный и другие. После реконструкции объем производства вырос в 5 раз: предприятие стало выпускать машины для железорудной промышленности, нефтедобывающее и нефтеперерабатывающее оборудование, в том числе производились машины «Армстронг», затворы «Робине», исполнялись заказы различных металлургических заводов. В 1932-1933 годах изготовлены два первых буровых станка на полном гусеничном ходу, изготовлены три первые ковочные машины Гилли для заправки долот ударного бурения.

В 1941 году завод переведен на выпуск военной продукции: 9 октября 1941 года на его площади создан завод № 37 имени С. Орджоникидзе, в который кроме «Металлиста» были включены эвакуированные предприятия. 15 декабря 1941 года выпущен первый танк Т-60, после чего начато их серийное производство. 9 марта 1942 года завод начал выпускать танки Т-70. 23 июля 1942 года завод влит в состав Уралмаша на правах филиала и стал производить основные узлы и детали для Т-34, а также самоходно-артиллерийские установки (САУ-76, САУ-122, СУ-85, СУ-100), запчасти для тракторов. 13 сентября 1943 года стал самостоятельным предприятием. 16 сентября 1945 года награжден орденом Трудового Красного Знамени, в том же году передан в министерство транспортного машиностроения и переведен на выпуск мирной продукции.

После окончания войны на заводе начался спад производства. В 1947 году завод впервые за многие годы не выполнил план и дал 15 миллионов убытка. В 1948 году спад производства остановлен, завод получил около 10 миллионов прибыли. В 1947 году заводу поручено создать СУ-100 П. Предприятие справилось с этой задачей, на базе СУ-100 П создано несколько САУ и других гусеничных машин, часть из которых поступило на вооружение. В 1957 году конструкторское бюро завода приняло участие в создании зенитно-ракетного автономного комплекса 2К11 и минного заградителя ГМЗ. 8 января 1958 года предприятие объединено с заводом «Главстроймашина» и получило новое название «Государственного ордена Трудового Красного Знамени Свердловский машиностроительный завод № 50». В этот период завод перепрофилирован на выпуск специальной военной продукции. Основным являлось серийное производство танковых запчастей, а также одноковшовых транспортных погрузчиков, которые широко применялись в СССР и экспортировались во многие страны. Кроме того, завод стал базой для серийного производства ракетно-зенитного комплекса 2К11.

В 1962 году в состав завода включен Свердловский проектно-технологический институт и ОКБ-3 с опытным цехом. 28 июня 1966 года постановлением Совета Министров РСФСР заводу присвоено имя Я.М. Свердлова. В 1966 году началась разработка двух совершенно новых самоходных артиллерийских систем САУ 2СЗ и 2С4, а затем их серийное производство. В 1967 году завод получил название «Уральский завод транспортного машиностроения имени Я.М. Свердлова». В 1967 году на заводе впервые в СССР разработана и внедрена полуавтоматическая сварка высоколегированных сталей в среде углекислого газа высоколегированными электродами, заменившая ручную сварку. Кроме того, 252 детали переведены с ручного изготовления на штамповку, в 1968 году на штамповку переведены 300 деталей, в 1969 году — 246 деталей, в 1970 году — 224 детали. 29 июня 1969 года предприятию присвоено название «Государственного ордена Трудового Красного Знамени Свердловский машиностроительный завод «Металлист». В 1970 году началось освоение участка точного литья, в 1972 году освоено точное литье по выплавляемым моделям 225 деталей. В 1974 году на заводе началось внедрение порошковой металлургии. В 1975 году освоено литье под давлением. В 70-е годы кроме военной продукции выпускались товары народного потребления, в том числе комплекс «Здоровье», катамараны, соковыжималки, зимние удочки.

В 70-е годы на заводе началось внедрение в производство станков с числовым программным управлением (ЧПУ), что в условиях серийного и мелкосерийного многономенклатурного производства было очень эффективным. В 1971 году государственная комиссия приняла первую очередь АСУП с ЭВМ «Минск-22». В годы 9-й пятилетки объем валовой продукции увеличился на 41,3%. За 5 лет внедрено 10 механизированных поточно-конвейерных линий, 4 автоматические линии, 5 агрегатных станков, 68 станков с ЧПУ, модернизировано 163 действующих станка. В 1975 году начато массовое производство САУ 2СЗМ. За успешную работу завод награжден 24 февраля 1976 года орденом Знак Почета. 30 ноября 1976 года на заводе сдан в эксплуатацию участок станков с ЧПУ, управляемых ЭВМ, который являлся единственным в отрасли. Участок пущен в 1977 году. В конце 70-х годов часть заводских корпусов перестроены. В 1978 году в сборочном цехе пущены 2 конвейера общей сборки изделий и сборки ходовой части, сдан в промышленную эксплуатацию робот типа «Циклон-3 Б». В 1979 году запущена автоматическая линия обработки траков. В 11-й пятилетке перед заводом стояла задача увеличить механообрабатывающее производство за счет установки нового советского и импортного оборудования. В частности, были установлены 426 единиц металлорежущего оборудования, 322 прогрессивных станка, в том числе 54 с ЧПУ и другие. В 1980 году пущена роботизированная линия по холодной штамповке чашки на базе роботов «Циклон-3 Б». В 1985 году создан специализированный участок литья под давлением, в 1986 году методом точного литья изготавливались уже 2187 деталей. Одновременно с внедрением нового оборудования, завод испытывал определенные проблемы. В частности, в литейном цехе нередко выходил из строя конвейер, в результате чего нарушалась ритмичность работы других цехов. Кроме того, на деятельности завода отрицательно сказывались застойные явления, характерные для советской экономики этого периода. В 1988-1989 годах конвейер литейного цеха подвергся значительной реконструкции. В целом, в 1986-1988 годах на новое оборудование истрачено 14 миллионов рублей 21 апреля 1989 года завод получил переходящее Красное Знамя Совета Министров СССР и ВЦСПС и диплом о занесении на Всесоюзную Доску почета на ВДНХ СССР. 10 декабря 1990 года предприятие переименовано в производственное объединение «Уралтрансмаш».

Литература:
Металлургические заводы Урала XVII-XX вв. Энциклопедия. УроРАН, Академкнига; Ект, 2001. ISBN: 5-93472-05-0
Наумов В.П., Козлов А.Г. От Екатеринбургской фабрики до современного завода. М. 1957.
Березовская С.Л., Дубленных В.В. На крутых поворотах истории: Биография ПО «Ураптрансмаш». Екатеринбург, 1992.
Источник: http://www.arkur.ru/plants/yatesa.html

Vessels being built by this facility

DesignYard NrBuiltNameReg.NrPort
Буксиры паровые 1889 Пётр Щетинкин (Равенство, 244, А. Трапезников) 8044 Томск ((Russian Empire))
Буксиры паровые 1892 Сибиряк (№119, Барнаул, Охотник) Novosibirsk ((none))
Passenger and cargo-passenger steamers 1892 Святой ключ (Russian Empire)
Буксиры паровые 1906 Товарищ (№187, Курган) 65674 Novosibirsk (Томск, (none))
Буксиры паровые 1907 Туринск (№ 185) 7762 Pavlodar ((none), Томск, Tomsk)
Passenger and cargo-passenger steamers 1913 Бакенщик (Минусенок, П-96) 8343 (Russian SFSR) (USSR Navy, Russian Navy (anti bolshevist), (Russian Empire))
Passenger and cargo-passenger steamers 1914 Омич (№82, Кузнецк, Григорий Богослов) Черлак (Омск, Тюмень, Tobolsk)
Буксиры паровые 1914 Советская Россия (Свободная Россия, Петр Столыпин) 015005 Томск ((Russian SFSR), Tomsk)


To the list of facilities

Your comment

Please do not discuss political topics or you will be banned for 1 month!
You need to log in to write comments.