Принят в опытовую эксплуатацию 12.1989, принят в состав ВМФ СССР в 1991 году.
На рубеже 00-х годов экраноплан был законсервировоан в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады.
30—31 июля 2020 года экраноплан морем отбуксировали к берегу у Дербента. В дальнейшем экраноплан вытащили на берег, и в 2021 году «Лунь» экспонируется в строящемся парке «Патриот», открытие которого планируется в 2023 году.
Информация о судне указана на основании общедоступных источников и наблюдений пользователей сайта. Администрация сайта никак не связана с данными источниками и не несёт ответственности за эти сведения. Приведённая здесь информация может быть ошибочной или устаревшей.
Информация о судне указана на основании общедоступных источников и наблюдений пользователей сайта. Администрация сайта никак не связана с данными источниками и не несёт ответственности за эти сведения. Приведённая здесь информация может быть ошибочной или устаревшей.
Цитата (Петр Вишня, 09.06.2016): > Что с ним планируют делать?
Единственный в мире ракетный экраноплан проекта 903 «Лунь» доставлен в парк «Патриот» в Дербенте из Каспийска. Буксировка самолета по морю заняла около 14 часов, а еще сутки потребовалось на то, чтобы подготовить экраноплан к транспортировке.
Планируется, что «Лунь» станет центральным экспонатом дербентского парка «Патриот».
Цитата (Сергей Мурашов, 04.08.2020): > Он не ракетный, а реактивный. Ракетный двигатель не нуждается в атмосферном кислороде.
Если бы точным,то он НЕ РЕАКТИВНЫЙ,а ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ. Реактивный(он же ракетный по-простому) двигатель несёт с собой запас топлива и окислителя(кислорода) и может работать,как в атмосфере,так и в космосе. Турбореактивный несёт только топливо,а окислитель использует из воздуха нагнетаемого компрессором.
На ракете может быть установлен как просто реактивный,так и турбореактивный двигатель. Таки любой РАКЕТНЫЙ двигатель является РЕАКТИВНЫМ... И даже водомётный двигатель является реактивным... )))
А применительно к данному случаю можно сказать,что любой турбореактивный двигатель реактивный,но не любой реактивный является турбореактивным.
Цитата (RedJak, 04.08.2020): > > На ракете может быть установлен как просто реактивный,так и турбореактивный двигатель. Таки любой РАКЕТНЫЙ двигатель является РЕАКТИВНЫМ... И даже водомётный двигатель является реактивным... )))
"Все мозги разбил на части, все извилины заплёл, И канатчиковы власти колят нам второй укол.")))
Цитата (RedJak, 04.08.2020): > И даже водомётный двигатель является реактивным... )))
Водомётный ДВИЖИТЕЛЬ. Он приводится в действие от поршневого двигателя.
Да и в современных самолётах тоже не так всё просто. То, что считается "реактивным двигателем" - эта комбинация из собственно газотурбинного двигателя с небольшим реактивным соплом, и реактивного движителя - вентилятора, приводимого в действие этой газовой турбиной. Именно вентилятор даёт бόльшую часть тяги, а бόльшая часть мощности газотурбинного двигателя идёт именно на привод вентилятора, а не на реактивную тягу.
Цитата (RAM1024, 04.08.2020): > Он приводится в действие от поршневого двигателя.
И что?
Реактивное движение это движение, возникающее при отделении от тела с какой-либо скоростью некоторой его части. Реактивная тяга обычно рассматривается как сила реакции отделяющихся частиц. Точкой приложения ее считают центр истечения — центр среза сопла двигателя, а направление — противоположное вектору скорости истечения продуктов сгорания или рабочего тела в случае нехимического двигателя. То есть реактивная тяга: -приложена непосредственно к корпусу реактивного двигателя; -обеспечивает передвижение реактивного двигателя и связанного с ним объекта в сторону, противоположную направлению реактивной струи. В случае с водомётным двигателем рабочим телом является вода... )))
Но,в любом случае,думаю никто не будет спорить с тем,что на этом судне стоят турбореактивные двигатели...))) А по-простому в реактивном(ракетном) двигателе есть только камера сгорания,а вот в турбореактивном ещё и турбина в этой камере сгорания...))) Ну,это если уж совсем элементарно объяснить различия.
Цитата (RedJak, 04.08.2020): > Если бы точным,то он НЕ РЕАКТИВНЫЙ,а ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ.
Вы не правы в том, что "он НЕ РЕАКТИВНЫЙ", и далее вы сами себя поправляете
Цитата (RedJak, 04.08.2020): > любой турбореактивный двигатель реактивный,но не любой реактивный является турбореактивным.
Чтобы не спорить о терминах. Двигатели: Ракетный: ЖРД, rocket engine Турбореактивный: ТРД, jet engine
В советской авиации принят термин "реактивный двигатель" в смысле ТРД, хотя строго научно реактивный двигатель это когда:
Цитата (RedJak, 04.08.2020): > Реактивное движение это движение, возникающее при отделении от тела с какой-либо скоростью некоторой его части.
и понятие включает в себя массу экзотики, не имеющей отношения к авиации По-английски реактивный двигатель вообще, это Reaction engine, и мы в русском языке пользуемся калькой именно с этого термина, и только у Ефремова на планете Ян-Ях ("Час Быка") реактивные самолёты названы "правильно" струйными.
Цитата (Сергей Мурашов, 05.08.2020): > Вы не правы в том, что "он НЕ РЕАКТИВНЫЙ", и далее вы сами себя поправляете
Я сказал что он ТУРБОРЕАКТИВЫЙ. Это гораздо точнее,чем сказать просто РЕАКТИВНЫЙ.
Цитата (Сергей Мурашов, 04.08.2020): > Он не ракетный, а реактивный
Ракетный двигатель является реактивным,который не имеет турбины в камере сгорания(упрощённо). Так что у Вас получилось масло масляное. Турбореактивный двигатель является реактивным,который имеет турбину в камере сгорания(упрощённо).
(упрощённо)-это чтобы не развивать возможный флуд насчёт компрессоров/холодных/горячих зон и прочей требухи.
Цитата (RedJak, 04.08.2020): > Реактивное движение это движение, возникающее при отделении от тела с какой-либо скоростью некоторой его части.
Я привёл определение реактивного движения из курса физики. Нафига мне "всякая экзотика из беллетристики"?
Цитата (RedJak, 04.08.2020): > В случае с водомётным двигателем рабочим телом является вода... ))) >
Только водомётный - он не двигатель, он движитель. Разницу между этими понятиями ещё в школе объясняли. Вода на участвует в выработке энергии, она является только рабочим телом.
Турбина в воздушно-реактивном двигателе нужна только для привода компрессора (ну, вспомогательные агрегаты не в счёт), который компрессор накачивает воздух в камеру сгорания. Кстати, в жидкостном ракетном двигателе тоже есть турбина (даже несколько иногда), которая приводит топливные и окислительные насосы. А вот в прямоточном воздушно-реактивном двигателе нет ни турбин, ни компрессоров. И куда их в вашу классификацию поставить?
Цитата (RAM1024, 05.08.2020): > Кстати, в жидкостном ракетном двигателе тоже есть турбина (даже несколько иногда), которая приводит топливные и окислительные насосы.
В самом ЖРД турбин нет, они есть в обвязке двигателя, т.е. они самостоятельные и необязательные элементы (наддув пиропатроном иногда заменяет собой насосы).
Блин,ну что Вы такой серьёзный...))) Я про водомёт добавил лишь только посмеяться...))) Неужели не понятно?
Вопрос был в том,что ракетный двигатель является реактивным,а не каким-либо другим.
Цитата (Сергей Мурашов, 04.08.2020): > Он не ракетный, а реактивный
И говорить,что де это не "ракетный",а "реактивный" это неверно. Нужно говорить какой именно. В данном случае это турбореактивный. Это как автомобили,среди которых есть грузовые,легковые и прочие автобусы. Они все разные,но они все автомобили.
Цитата (RAM1024, 05.08.2020): > И куда их в вашу классификацию поставить?
Смотрите сюда: Цитата (RedJak, 05.08.2020): > (упрощённо)-это чтобы не развивать возможный флуд насчёт компрессоров/холодных/горячих зон и прочей требухи. >
Двигатель на фото ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ? Да,ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ! Всё,вопрос закрыт. Всё остальное бла-бла-бла.
Извините,но я перестаю комментировать это. Надоело.
Цитата (Felix21, 03.08.2020): > Планируется, что «Лунь» станет центральным экспонатом дербентского парка «Патриот». Недавно его решили перевезти на новое место - якобы, в будущий филиал парка "Патриот" около Дербента. Операция буксировки была сложна и потребовала немалых усилий, на торжественное событие пригласили ответственных лиц и журналистов, а успех широко освещался в СМИ. Только вот закончился этот "успех" тем, что никакого парка Патриот в Дербенте не построено, экраноплан лежит на брюхе возле дикого пляжа и превращается в ключевую местную достопримечательность. Новость не новая, год - полтора назад. Говорят, его долго и мучительно пытались вытащить на берег тракторами. По ссылке есть фото его состояния
Те, которые "лишь могли делать в СССР"?... ))) Думаю что нет, т.к советские запасы закончились, а новые делать разучились... Вот вилки для снятия лапши точно пригодились бы... )))
Цитата (RedJak, 22.04.2021): > Короче говоря, будут делать из него кафешку... :(
Страшный сон любого отставленного/списанного/не использующегося по назначению корабля/судно - стать кафешкой. Уж лучше был бы музейным с экспозицией вокруг или внутри(хотя из-за "самолетной" тесноты это мало осуществимо)
В стокгольмском аэропорту Arlanda находится необычный отель, устроенный на борту списанного Боинга-747. В отеле 25 номеров, самый престижный из которых находится в кабине пилотов. Создатели отеля сохранили многие детали интерьера самолета, даже кислородные маски. https://cfts.org.ua/photoalbums/spisanny..._v_otel
Впервые узнал об этой машине несколько лет назад, попав в "День открытых дверей" на ТАНТК им.Бериева Таганрогский авиазавод. Этот аппарат построили и испытывали в Таганроге. Вообще очень интересное предприятие с историей. И ещё там удалось полетать на настоящем полноразмерном тренажёре для подготовки пилотов самолёта-амфибии Бе-200ЧС. Копия кабины самолёта со всеми органами управления и дисплеями в окнах. Взлетать не пробовал, а вот полетал среди гор и потом посадил машину в аэропорту Адлер. Правда чуть жестковато(побоялся что перелечу полосу), но не разбил и ничего не сломал...))) Полное ощущение управления самолётом со всеми усилиями на штурвале, кренами, тангажом и звуками...)))
В парке «Патриот» в Дербенте начата работа по установке экраноплана «Лунь» на постамент. Учитывая вес в 280 тонн и его уникальность, буксировка экраноплана проводится предельно аккуратно во избежание повреждений. Для этого под судном накачаны пневматические ролик-мешки. http://derbent-news.ru/news/media/2022/2...stament
Ссылка