Принят в опытовую эксплуатацию 12.1989, принят в состав ВМФ СССР в 1991 году.
На рубеже 00-х годов экраноплан был законсервировоан в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады.
30—31 июля 2020 года экраноплан морем отбуксировали к берегу у Дербента. В дальнейшем экраноплан вытащили на берег, и в 2021 году «Лунь» экспонируется в строящемся парке «Патриот», открытие которого планируется в 2023 году.
Information about the vessel is given on the basis of publicly available sources and observations of users of this site. Site Administration has no associations with these sources and not responsible for this data. The information here may be invalid or outdated.
Information about the vessel is given on the basis of publicly available sources and observations of users of this site. Site Administration has no associations with these sources and not responsible for this data. The information here may be invalid or outdated.
Camera Settings
Make/Manufacturer:
Canon
Model:
Canon EOS 600D
Software or Firmware:
ACDSee Pro 7
Date and Time:
01.03.2013 17:13
Exposure Time:
1/125 sec
Aperture Value:
7.1
ISO Speed:
100
Focal Length:
18 mm
Flash:
Flash did not fire, compulsory flash suppression mode
Цитата (Петр Вишня, 09.06.2016): > Что с ним планируют делать?
Единственный в мире ракетный экраноплан проекта 903 «Лунь» доставлен в парк «Патриот» в Дербенте из Каспийска. Буксировка самолета по морю заняла около 14 часов, а еще сутки потребовалось на то, чтобы подготовить экраноплан к транспортировке.
Планируется, что «Лунь» станет центральным экспонатом дербентского парка «Патриот».
Цитата (Сергей Мурашов, 04.08.2020): > Он не ракетный, а реактивный. Ракетный двигатель не нуждается в атмосферном кислороде.
Если бы точным,то он НЕ РЕАКТИВНЫЙ,а ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ. Реактивный(он же ракетный по-простому) двигатель несёт с собой запас топлива и окислителя(кислорода) и может работать,как в атмосфере,так и в космосе. Турбореактивный несёт только топливо,а окислитель использует из воздуха нагнетаемого компрессором.
На ракете может быть установлен как просто реактивный,так и турбореактивный двигатель. Таки любой РАКЕТНЫЙ двигатель является РЕАКТИВНЫМ... И даже водомётный двигатель является реактивным... )))
А применительно к данному случаю можно сказать,что любой турбореактивный двигатель реактивный,но не любой реактивный является турбореактивным.
Цитата (RedJak, 04.08.2020): > > На ракете может быть установлен как просто реактивный,так и турбореактивный двигатель. Таки любой РАКЕТНЫЙ двигатель является РЕАКТИВНЫМ... И даже водомётный двигатель является реактивным... )))
"Все мозги разбил на части, все извилины заплёл, И канатчиковы власти колят нам второй укол.")))
Цитата (RedJak, 04.08.2020): > И даже водомётный двигатель является реактивным... )))
Водомётный ДВИЖИТЕЛЬ. Он приводится в действие от поршневого двигателя.
Да и в современных самолётах тоже не так всё просто. То, что считается "реактивным двигателем" - эта комбинация из собственно газотурбинного двигателя с небольшим реактивным соплом, и реактивного движителя - вентилятора, приводимого в действие этой газовой турбиной. Именно вентилятор даёт бόльшую часть тяги, а бόльшая часть мощности газотурбинного двигателя идёт именно на привод вентилятора, а не на реактивную тягу.
Цитата (RAM1024, 04.08.2020): > Он приводится в действие от поршневого двигателя.
И что?
Реактивное движение это движение, возникающее при отделении от тела с какой-либо скоростью некоторой его части. Реактивная тяга обычно рассматривается как сила реакции отделяющихся частиц. Точкой приложения ее считают центр истечения — центр среза сопла двигателя, а направление — противоположное вектору скорости истечения продуктов сгорания или рабочего тела в случае нехимического двигателя. То есть реактивная тяга: -приложена непосредственно к корпусу реактивного двигателя; -обеспечивает передвижение реактивного двигателя и связанного с ним объекта в сторону, противоположную направлению реактивной струи. В случае с водомётным двигателем рабочим телом является вода... )))
Но,в любом случае,думаю никто не будет спорить с тем,что на этом судне стоят турбореактивные двигатели...))) А по-простому в реактивном(ракетном) двигателе есть только камера сгорания,а вот в турбореактивном ещё и турбина в этой камере сгорания...))) Ну,это если уж совсем элементарно объяснить различия.
Цитата (RedJak, 04.08.2020): > Если бы точным,то он НЕ РЕАКТИВНЫЙ,а ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ.
Вы не правы в том, что "он НЕ РЕАКТИВНЫЙ", и далее вы сами себя поправляете
Цитата (RedJak, 04.08.2020): > любой турбореактивный двигатель реактивный,но не любой реактивный является турбореактивным.
Чтобы не спорить о терминах. Двигатели: Ракетный: ЖРД, rocket engine Турбореактивный: ТРД, jet engine
В советской авиации принят термин "реактивный двигатель" в смысле ТРД, хотя строго научно реактивный двигатель это когда:
Цитата (RedJak, 04.08.2020): > Реактивное движение это движение, возникающее при отделении от тела с какой-либо скоростью некоторой его части.
и понятие включает в себя массу экзотики, не имеющей отношения к авиации По-английски реактивный двигатель вообще, это Reaction engine, и мы в русском языке пользуемся калькой именно с этого термина, и только у Ефремова на планете Ян-Ях ("Час Быка") реактивные самолёты названы "правильно" струйными.
Цитата (Сергей Мурашов, 05.08.2020): > Вы не правы в том, что "он НЕ РЕАКТИВНЫЙ", и далее вы сами себя поправляете
Я сказал что он ТУРБОРЕАКТИВЫЙ. Это гораздо точнее,чем сказать просто РЕАКТИВНЫЙ.
Цитата (Сергей Мурашов, 04.08.2020): > Он не ракетный, а реактивный
Ракетный двигатель является реактивным,который не имеет турбины в камере сгорания(упрощённо). Так что у Вас получилось масло масляное. Турбореактивный двигатель является реактивным,который имеет турбину в камере сгорания(упрощённо).
(упрощённо)-это чтобы не развивать возможный флуд насчёт компрессоров/холодных/горячих зон и прочей требухи.
Цитата (RedJak, 04.08.2020): > Реактивное движение это движение, возникающее при отделении от тела с какой-либо скоростью некоторой его части.
Я привёл определение реактивного движения из курса физики. Нафига мне "всякая экзотика из беллетристики"?
Цитата (RedJak, 04.08.2020): > В случае с водомётным двигателем рабочим телом является вода... ))) >
Только водомётный - он не двигатель, он движитель. Разницу между этими понятиями ещё в школе объясняли. Вода на участвует в выработке энергии, она является только рабочим телом.
Турбина в воздушно-реактивном двигателе нужна только для привода компрессора (ну, вспомогательные агрегаты не в счёт), который компрессор накачивает воздух в камеру сгорания. Кстати, в жидкостном ракетном двигателе тоже есть турбина (даже несколько иногда), которая приводит топливные и окислительные насосы. А вот в прямоточном воздушно-реактивном двигателе нет ни турбин, ни компрессоров. И куда их в вашу классификацию поставить?
Цитата (RAM1024, 05.08.2020): > Кстати, в жидкостном ракетном двигателе тоже есть турбина (даже несколько иногда), которая приводит топливные и окислительные насосы.
В самом ЖРД турбин нет, они есть в обвязке двигателя, т.е. они самостоятельные и необязательные элементы (наддув пиропатроном иногда заменяет собой насосы).
Блин,ну что Вы такой серьёзный...))) Я про водомёт добавил лишь только посмеяться...))) Неужели не понятно?
Вопрос был в том,что ракетный двигатель является реактивным,а не каким-либо другим.
Цитата (Сергей Мурашов, 04.08.2020): > Он не ракетный, а реактивный
И говорить,что де это не "ракетный",а "реактивный" это неверно. Нужно говорить какой именно. В данном случае это турбореактивный. Это как автомобили,среди которых есть грузовые,легковые и прочие автобусы. Они все разные,но они все автомобили.
Цитата (RAM1024, 05.08.2020): > И куда их в вашу классификацию поставить?
Смотрите сюда: Цитата (RedJak, 05.08.2020): > (упрощённо)-это чтобы не развивать возможный флуд насчёт компрессоров/холодных/горячих зон и прочей требухи. >
Двигатель на фото ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ? Да,ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ! Всё,вопрос закрыт. Всё остальное бла-бла-бла.
Извините,но я перестаю комментировать это. Надоело.
Цитата (Felix21, 03.08.2020): > Планируется, что «Лунь» станет центральным экспонатом дербентского парка «Патриот». Недавно его решили перевезти на новое место - якобы, в будущий филиал парка "Патриот" около Дербента. Операция буксировки была сложна и потребовала немалых усилий, на торжественное событие пригласили ответственных лиц и журналистов, а успех широко освещался в СМИ. Только вот закончился этот "успех" тем, что никакого парка Патриот в Дербенте не построено, экраноплан лежит на брюхе возле дикого пляжа и превращается в ключевую местную достопримечательность. Новость не новая, год - полтора назад. Говорят, его долго и мучительно пытались вытащить на берег тракторами. По ссылке есть фото его состояния
Те, которые "лишь могли делать в СССР"?... ))) Думаю что нет, т.к советские запасы закончились, а новые делать разучились... Вот вилки для снятия лапши точно пригодились бы... )))
Цитата (RedJak, 22.04.2021): > Короче говоря, будут делать из него кафешку... :(
Страшный сон любого отставленного/списанного/не использующегося по назначению корабля/судно - стать кафешкой. Уж лучше был бы музейным с экспозицией вокруг или внутри(хотя из-за "самолетной" тесноты это мало осуществимо)
В стокгольмском аэропорту Arlanda находится необычный отель, устроенный на борту списанного Боинга-747. В отеле 25 номеров, самый престижный из которых находится в кабине пилотов. Создатели отеля сохранили многие детали интерьера самолета, даже кислородные маски. https://cfts.org.ua/photoalbums/spisanny..._v_otel
Впервые узнал об этой машине несколько лет назад, попав в "День открытых дверей" на ТАНТК им.Бериева Таганрогский авиазавод. Этот аппарат построили и испытывали в Таганроге. Вообще очень интересное предприятие с историей. И ещё там удалось полетать на настоящем полноразмерном тренажёре для подготовки пилотов самолёта-амфибии Бе-200ЧС. Копия кабины самолёта со всеми органами управления и дисплеями в окнах. Взлетать не пробовал, а вот полетал среди гор и потом посадил машину в аэропорту Адлер. Правда чуть жестковато(побоялся что перелечу полосу), но не разбил и ничего не сломал...))) Полное ощущение управления самолётом со всеми усилиями на штурвале, кренами, тангажом и звуками...)))
В парке «Патриот» в Дербенте начата работа по установке экраноплана «Лунь» на постамент. Учитывая вес в 280 тонн и его уникальность, буксировка экраноплана проводится предельно аккуратно во избежание повреждений. Для этого под судном накачаны пневматические ролик-мешки. http://derbent-news.ru/news/media/2022/2...stament
Link