«В память затопленных кораблей Черноморского флота 18 июня 1918 года» или памятник «Морякам революции». Первый вариант 55-летней давности:
«Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Председатель Совнаркома, 21 мая 1918 В.Ульянов (Ленин)»
«18 ИЮНЯ 1918 ГОДА В ЦЕМЕССКОЙ БУХТЕ ВО ИМЯ РЕВОЛЮЦИИ МУЖЕСТВЕННЫЕ МОРЯКИ-ЧЕРНОМОРЦЫ ЗАТОПИЛИ БОЕВЫЕ КОРАБЛИ ЧТОБЫ ОНИ НЕ ДОСТАЛИСЬ КАЙЗЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ»
На месте этого старого варианта монумента сооружен новый в 1980-м году. На заднем плане, справа, — танкер Труд, IMO: 5369504 (Тип: Petar Zoranic).
Утром 17 июня 1918 года на берегах Цемесской бухты собрались толпы народа. На внешнем рейде отдали якоря корабли, команды которых решили идти в оккупированный немцами Севастополь. Это были линкор «Воля», эсминцы «Дерзкий», «Поспешный», «Беспокойный», «Пылкий», «Громкий» и миноносцы «Жаркий» и «Живой». Команда эсминца «Громкий», который вышел в море, приняла решение затопить свой корабль. Это был первый из кораблей Черноморского флота, который лег на дно вблизи Новороссийска, у мыса Мысхако.
***В Новороссийске остались линкор «Свободная Россия», эсминцы «Гаджибей», «Керчь», «Калиакрия», «Фидониси», «Пронзительный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков» и миноносцы «Сметливый», «Стремительный». На них были вывешены сигналы: «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России». Вечером 17 июня командиры оставшихся кораблей выработали план потопления, к реализации которого приступили с утра 18 июня. Эсминцы «Керчь» (командир Кукель) и «Лейтенант Шестаков» начали буксировку кораблей на рейд, на эсминце «Гаджибей» был поднят сигнал «Погибаю, но не сдаюсь». В 15.45 началось затопление кораблей в Цемесской бухте. Один за другим корабли Черноморского флота, открыв кингстоны и клинкеты, уходили под воду. Затопивший корабли эсминец «Керчь» ушёл к Туапсе, где и затопился сам на рассвете 19 июня на подходе к Кадошскому маяку.
*Наиболее трудной задачей оказалось потопление линкора «Свободная Россия». В 4.30 «Керчь» подошла к Дообскому маяку, у которого стоял покинутый командой корабль. С 5 кабельтовых был дан первый залп: одна торпеда прошла под кораблем, другая взорвалась, но корпус линкора едва вздрогнул. Снова выпустили торпеду, результат тот же. И только после пятого попадания торпеды произошел сильнейший взрыв. Корабль медленно начал переворачиваться и уходить носом под воду.
25-10-1969 г. - У первого памятника «Морякам революции» курсанты Новороссийской мореходной школы, 3 роты, гр.36. (Школа элитных кадров) https://morvesti.ru/themes/1696/71002/
Link