FleetPhoto

Москвич (М, С, Т, ПТ) type


List of all types and projects  ·  All vessel's photos of this type
 
 
 

Пассажирский теплоход мощностью 150 л.с.

Тип судна: пассажирский катер полузакрытого типа с двухэтажным размещением пассажиров, надстройками, частично утопленными в корпус, кокпитом в корме, прикрытым тентом.

Назначение судна: городские и пригородные пассажирские перевозки на короткие расстояния.

Место постройки:
Московский ССЗ (РСФСР, г. Москва) — 515, 544;
Херсонский ССРЗ им. Коминтерна (УССР, г. Херсон) — 544;
Самусьская РЭБ (сейчас Самусьский ССРЗ) (РСФСР, Томская обл., пос. Самусь) — 544;
Бобруйский СРЗ (БССР, г. Бобруйск) — 544;
Каунасский ССРЗ (Литовская ССР, г. Каунас) — 544;
Благовещенская РЭБФ им. Ленина (РСФСР, Амурская обл., г. Благовещенск) — сборка;
Тюменский СЗ (СФСР, г. Тюмень);
Листвянская судоверфь им.Ярославского (РСФСР, Иркутская обл., пос. Листвянка).

Класс Регистра: "Р"

Характеристики:
Проект 515 / 544
Длина: 22,2 / 27,25 м
Ширина: 4,8 м
Высота борта: 1,4 м
Высота габаритная: 5,2 / 5,09 м
Водоизмещение в грузу: 45,5 / 53,1 т
Осадка средняя в грузу: 0,88 / 0,9 м
Водоизмещение порожнем: 33,75 / 39,8 т
Осадка средняя порожнем: 0,71 / 0,74 м
Пассажировместимость: 131 / 133 чел
Экипаж: 2 чел
Мест для экипажа: 3
Автономность: 3 сут
Скорость: 19 / 17 км/ч
Тип ГД: 3Д6 / 3Д6, 6ЧСП18/22 или 6L160PNS
Мощность ГД: 1х110 / 1х110, 1х110 или 1х140 кВт

_____________________________________________________________________________________________

Проект теплохода разработан ЦТКБ Минречфлота РСФСР в 1947г.
Серия прогулочных теплоходов «Москвич» (проекты 515, 544, 544М) выпускалась с 1949 по 1954 г. на Московским судоремонтно-судостроительноем заводе (МССЗ). Теплоходы проекта 544 строились и позднее, в течение многих лет на разных заводах СССР (например в Херсоне). Теплоходы херсонской постройки получали обозначение «тип ПТ», хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544). Теплоходов "Москвич" было построено более пятисот.

«Москвичи» не получали собственные названия, для их идентификации использовалась комбинация из буквы М и порядкового номера судна, например М-270. В девяностых годах некоторые «Москвичи», проданные частным владельца, получили собственные имена.

Теплоходы этого типа эксплуатировались в основном как прогулочно-экскурсионные суда, а также в режиме общественного транспорта. И в настоящее время многие из этих судов находятся в эксплуатации. Теперь они часто являются собственностью частных компаний и, будучи переоборудованы соответствующим образом, используются для проведения корпоративных вечеринок и других подобных мероприятий.

_____________________________________________________________________________________________

Модификации.

Кроме Москвы, суда этого типа строились в Херсоне, Тюмени, в посёлках Самусь близ Томска и Листвянка на Байкале, а так же в Благовещенске, Бобруйске (Белоруссия) и Каунасе (Литва). Суда херсонской, самусьской и благовещенской постройки получали обозначение «тип ПТ» (например «ПТ-150»), хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544). Тюменские "Москвичи" обозначались буквой "Т". Суда бобруйской постройки обозначались литерой "С". Литовским судам проекта 544 присваивались собственные имена. Для повышения безопасности, на некоторых "Москвичах" сибирской и дальневосточной постройки вместо окон салонов стали устанавливать иллюминаторы.

Суда с обозначением "ПТ" следует отличать от открытых судов для переправ проекта 792, также получавших обозначения "ПТ".

В Бобруйске специализировались на выпуске мелкосидящей модификации "Москвича" для рек и озёр Белоруссии и Украины. Суда этой разновидности можно всретить в Виннице ("Ляля Ратушна" и Н.И.Пирогов"), Тернопольском озере ("Герой Танцоров"), в Гродно ("Ольга Соломова") и др.

В тогдашнем Ленинграде выпускалась несколько изменённая версия «Москвичей» на аналогичном корпусе, отличавшаяся другой надстройкой с уменьшенным габаритом по высоте. Эти суда имели обозначение "Л" (например, Л-14) и известны как тип «Ленинградец», проект 564. В отличие от «Москвичей», «Ленинградцы» не имеют открытых палуб. У «Москвичей» выход на причал находится над машинным отделением, а у "Ленинградцев" машинное отделение сделали в виде небольшого отсека под рубкой рулевого и внутри входной площадки, а уровень этой площадки понижен до привального бруса.




«Москвич» в кинематографе

Будучи довольно распространённым типом судов, теплоходы этого типа неоднократно попадали в кадр при съёмке художественных фильмов.

"Свет далёкой звезды" — 1964 год
"Чучело" — 1983 год, теплоход М-270
"Ночной дозор" — 2004 год, теплоход М-43
"Московская сага" — 2004 год, теплоход М-33
"Ошибка резидента" — 1968 год, т/х «Дружба»
"Три тополя на Плющихе" — 1967 год, теплоходы М-250, М-184, М-182
"Леон Гаррос ищет друга" — 1960 год, неопознанный "Москвич" на Москва-реке
"Не послать ли нам гонца?" — 1998 год

Катастрофы.

6 октября 1968 года в Чебоксарах на Волге после столкновения с рефрижератором затонул теплоход М-176 Волжского объединенного пароходства. Погиб 51 человек, пострадали 10.

http://pascal-entering.ru/wiki/index.php/Москвич_(тип_речных_судов)
List of all types and projects  ·  All vessel's photos of this type

Subsections

○ Design 515
○ Design 544
○ Design М-21Т


Table of vessels of type

Order by: Date of Built  ·  Place of Built  ·  Year and Place of Built  ·  Modification  ·  Last Name  ·  First Name  ·  Editor's order

DesignYard NrBuiltWdwn.NameDatePort
-T-№12(Russian SFSR)
544TallinKaunas
544Taškentas
????
Kaunas
Tashkent
544TurkmeniyaБендеры
544UranGomel
-V. GrushkaTiraspol
544Vilnius
1957
Kaunas
Vilnius
544Yunga(USSR)
544Yunga
515С-2626.04.1948199хM-14
12.1988
Серпухов
10.1977
1955
Рыбинск
05.1951
Щербаков
Москва
515С-2328.07.194812.1979M-11
06.1956
Кинешма
01.1955
09.1950
05.1949
Москва
5441949Chayka
1959
Vyborg
M-28
5441949HableanyBudapest
5441949199хKuropatka
1992
Kotlas
Котлас
54419491975M-206Котлас
5441949Orlyonok
12.1970
Dniepropetrovsk
09.1967
Кимры
Москва
54411949Getman
04.2006
Kherson
UG-0097
????
(unknown port)
PT-109
54421949PT-110(Ukrainian SSR)
544С-3319492021M-21
1992
Orel
12.1970
01.1955
Москва
515С-2423.04.1949M-12
06.1973
Astrakhan
03.1961
Volgograd
01.1955
Stalingrad
10.1950
Москва
515С-2526.04.1949M-13
01.1955
Volgograd
10.1950
Stalingrad
Москва
515С-2728.04.194909.1972M-15
03.1964
Муром
≈ 1960
Рязань
10.1957
Рыбинск
01.1955
Щербаков
515С-2828.04.194904.1975M-16
03.1962
Муром
≤ 1958
Вязники
01.1955
Москва
515С-2929.04.194904.1976M-17
10.1957
Рыбинск
01.1955
Щербаков
07.1951
Москва
515С-3029.04.1949M-18
03.1972
Москва
≈ 1970
Рязань
????
Вязники
07.1955
Дзержинск
01.1955
Москва
515С-3130.04.1949M-19
≈ 1992
Temirtau
01.1973
(USSR)
10.1957
Рыбинск
01.1955
Щербаков
08.1952
08.1950
Большая Волга
Москва
515С-3230.04.1949M-20
12.1970
Дзержинск
≤ 1958
Pavlovo
01.1955
Москва
54419502017Viktoriya
12.2002
Arkhangelsk
Dovran
????
Kotlas
P. TsvirkaKaunas
5441950late 1990sM-210
01.1992
Arkhangelsk
54419501981M-215Сыктывкар
5441950Pobednyy
05.1994
Novokuybyshevsk
Новокуйбышевск
-1950RovesnikKiev
5441950Tolstojus
????
Kaunas
≈ 1955
Lev Tolstoy
544101950Pavodok
05.2003
Dnepropetrovsk/Dnepr
PT-118
544111950PT-119(Ukrainian SSR)
544121950PT-120(Ukrainian SSR)
544131950PT-121(Ukrainian SSR)
544141950PT-122Kherson
544151950PT-123(Ukrainian SSR)
5441619501995PT-124
1992
Chernigov
544171950PT-125(Ukrainian SSR)
544181950PT-126(Ukrainian SSR)
544191950PT-127Kherson
544201950PT-128Kherson
5442419502013Braslavskie ozyora
2008
Braslav
DobryyGomel
54451950PT-113(Ukrainian SSR)
54461950PT-114
08.2009
Kiev
09.2003
(Ukraine)
(Ukrainian SSR)
54471950PT-115(Ukrainian SSR)
54481950PT-116
54491950PT-117
????
Dnepropetrovsk/Dnepr
≈ 1992
(Ukrainian SSR)

List of all types and projects  ·  All vessel's photos of this type
Report a mistake in type's/project's description or name


Your comment

Please do not discuss political topics or you will be banned for 1 month!
You need to log in to write comments.