Водный транспорт

Тип Москвич (М, С, Т, ПТ)


Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа
 
 
 

Пассажирский теплоход мощностью 150 л.с.

Тип судна: пассажирский катер полузакрытого типа с двухэтажным размещением пассажиров, надстройками, частично утопленными в корпус, кокпитом в корме, прикрытым тентом.

Назначение судна: городские и пригородные пассажирские перевозки на короткие расстояния.

Место постройки:
Московский ССЗ (РСФСР, г. Москва) — 515, 544;
Херсонский ССРЗ им. Коминтерна (УССР, г. Херсон) — 544;
Самусьская РЭБ (сейчас Самусьский ССРЗ) (РСФСР, Томская обл., пос. Самусь) — 544;
Бобруйский СРЗ (БССР, г. Бобруйск) — 544;
Каунасский ССРЗ (Литовская ССР, г. Каунас) — 544;
Благовещенская РЭБФ им. Ленина (РСФСР, Амурская обл., г. Благовещенск) — сборка;
Тюменский СЗ (СФСР, г. Тюмень);
Листвянская судоверфь им.Ярославского (РСФСР, Иркутская обл., пос. Листвянка).

Класс Регистра: "Р"

Характеристики:
Проект 515 / 544
Длина: 22,2 / 27,25 м
Ширина: 4,8 м
Высота борта: 1,4 м
Высота габаритная: 5,2 / 5,09 м
Водоизмещение в грузу: 45,5 / 53,1 т
Осадка средняя в грузу: 0,88 / 0,9 м
Водоизмещение порожнем: 33,75 / 39,8 т
Осадка средняя порожнем: 0,71 / 0,74 м
Пассажировместимость: 131 / 133 чел
Экипаж: 2 чел
Мест для экипажа: 3
Автономность: 3 сут
Скорость: 19 / 17 км/ч
Тип ГД: 3Д6 / 3Д6, 6ЧСП18/22 или 6L160PNS
Мощность ГД: 1х110 / 1х110, 1х110 или 1х140 кВт

_____________________________________________________________________________________________

Проект теплохода разработан ЦТКБ Минречфлота РСФСР в 1947г.
Серия прогулочных теплоходов «Москвич» (проекты 515, 544, 544М) выпускалась с 1949 по 1954 г. на Московским судоремонтно-судостроительноем заводе (МССЗ). Теплоходы проекта 544 строились и позднее, в течение многих лет на разных заводах СССР (например в Херсоне). Теплоходы херсонской постройки получали обозначение «тип ПТ», хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544). Теплоходов "Москвич" было построено более пятисот.

«Москвичи» не получали собственные названия, для их идентификации использовалась комбинация из буквы М и порядкового номера судна, например М-270. В девяностых годах некоторые «Москвичи», проданные частным владельца, получили собственные имена.

Теплоходы этого типа эксплуатировались в основном как прогулочно-экскурсионные суда, а также в режиме общественного транспорта. И в настоящее время многие из этих судов находятся в эксплуатации. Теперь они часто являются собственностью частных компаний и, будучи переоборудованы соответствующим образом, используются для проведения корпоративных вечеринок и других подобных мероприятий.

_____________________________________________________________________________________________

Модификации.

Кроме Москвы, суда этого типа строились в Херсоне, Тюмени, в посёлках Самусь близ Томска и Листвянка на Байкале, а так же в Благовещенске, Бобруйске (Белоруссия) и Каунасе (Литва). Суда херсонской, самусьской и благовещенской постройки получали обозначение «тип ПТ» (например «ПТ-150»), хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544). Тюменские "Москвичи" обозначались буквой "Т". Суда бобруйской постройки обозначались литерой "С". Литовским судам проекта 544 присваивались собственные имена. Для повышения безопасности, на некоторых "Москвичах" сибирской и дальневосточной постройки вместо окон салонов стали устанавливать иллюминаторы.

Суда с обозначением "ПТ" следует отличать от открытых судов для переправ проекта 792, также получавших обозначения "ПТ".

В Бобруйске специализировались на выпуске мелкосидящей модификации "Москвича" для рек и озёр Белоруссии и Украины. Суда этой разновидности можно всретить в Виннице ("Ляля Ратушна" и Н.И.Пирогов"), Тернопольском озере ("Герой Танцоров"), в Гродно ("Ольга Соломова") и др.

В тогдашнем Ленинграде выпускалась несколько изменённая версия «Москвичей» на аналогичном корпусе, отличавшаяся другой надстройкой с уменьшенным габаритом по высоте. Эти суда имели обозначение "Л" (например, Л-14) и известны как тип «Ленинградец», проект 564. В отличие от «Москвичей», «Ленинградцы» не имеют открытых палуб. У «Москвичей» выход на причал находится над машинным отделением, а у "Ленинградцев" машинное отделение сделали в виде небольшого отсека под рубкой рулевого и внутри входной площадки, а уровень этой площадки понижен до привального бруса.




«Москвич» в кинематографе

Будучи довольно распространённым типом судов, теплоходы этого типа неоднократно попадали в кадр при съёмке художественных фильмов.

"Свет далёкой звезды" — 1964 год
"Чучело" — 1983 год, теплоход М-270
"Ночной дозор" — 2004 год, теплоход М-43
"Московская сага" — 2004 год, теплоход М-33
"Ошибка резидента" — 1968 год, т/х «Дружба»
"Три тополя на Плющихе" — 1967 год, теплоходы М-250, М-184, М-182
"Леон Гаррос ищет друга" — 1960 год, неопознанный "Москвич" на Москва-реке
"Не послать ли нам гонца?" — 1998 год

Катастрофы.

6 октября 1968 года в Чебоксарах на Волге после столкновения с рефрижератором затонул теплоход М-176 Волжского объединенного пароходства. Погиб 51 человек, пострадали 10.

http://pascal-entering.ru/wiki/index.php/Москвич_(тип_речных_судов)
Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа

Подразделы

○ Проект 515
○ Проект 544
○ Проект М-21Т


Таблица судов типа

Сортировать по: Дате постройки  ·  Месту постройки  ·  Году и месту постройки  ·  Модификации  ·  Последнему названию  ·  Первому названию  ·  Редакторская сортировка

ПроектСтр. №ПостроеноСписаноНазваниеДатаПриписка
54461951199хТвинз
04.1993
Москва
Стриж
1992
11.1982
07.1972
Тимур
5447195105.1975ПТ-7(РСФСР)
544С-631951198хМ-51Рига
544С-651951198хМ-53Рига
544С-711951М-59Великий Новгород
544С-721951ок. 2005Юнга
≈ 2000
Сыктывкар
1992
12.1980
М-60
01.1968
Киров
≈ 1964
Горький
≈ 1962
Новая Ладога
Подпорожье
544С-73195112.1984М-61Ленинград
544С-74195112.1978М-62Ленинград
544С-751951М-63
01.1977
Новокуйбышевск
03.1959
Куйбышев
01.1955
544С-77195106.1982М-65
1955
Коломна
544С-781951М-66
1974
Сарапул
Пермь
544С-791951199ХДонец
06.1993
Усть-Донецк
1992
10.1977
М-67(РСФСР)
544С-811951Кадет
10.2013
Нижний Новгород
≈ 2008
Москва
М-69
10.2002
01.1992
06.1990
04.1978
01.1955
Горький
544С-851951М-73 (Мария)
1993
Волгоград
М-73
544С-861951Светлана
07.2022
Москва
07.2003
05.1994
1992
М-74
≈ 1990
Волгоград
544С-5830.04.1951Телец
08.2003
Астрахань
07.1998
М-46
1992
Москва
05.1978
10.1967
Кимры
1955
Москва
544С-5930.04.1951М-47
11.1976
Днепропетровск
01.1972
Муром
≤ 1958
Серпухов
1955
Москва
544С-6030.04.1951М-48
06.1976
Москва
01.1955
544С-6111.05.1951Глазурь
06.2003
Волгоград
07.1993
12.1982
М-49
≤ 1960
05.1952
Ростов-на-Дону
Москва
544С-6221.05.1951Ровесник
08.02.2024
Москва
06.2007
Лиски
06.2005
Воронеж
≈ 1998
Грей
06.1993
Ровесник
01.1992
10.1988
М-50
03.1987
Георгиу-Деж/Лиски
05.1952
Воронеж
Москва
544С-6630.05.1951кон. 1980-х гг.М-54
нач. 1960-х гг.
Волгоград
05.1952
Калач-на-Дону
Москва
544С-6727.06.1951Миллениум-1
08.2016
Санкт-Петербург
04.2006
Самара
М-55
02.2005
1992
07.1970
Куйбышев
Ростов-на-Дону
544С-6830.06.1951199хМ-56
06.1990
Волгоград
≤ 1960
05.1952
Ростов-на-Дону
Москва
544С-6930.06.1951М-57
01.1998
Воронеж
01.1992
05.1952
Москва
544С-7030.06.1951кон. 1980-х гг.М-58
нач. 1960-х гг.
Волгоград
05.1952
Калач-на-Дону
Москва
544С-7630.08.1951Баргузин
≈ 2008
Вологда
06.2003
11.1999
А.В. Кольцов
01.1992
02.1958
Великий Устюг
М-64
544С-8004.10.1951Радуга
2017
Нижний Новгород
Баргузин
08.2001
Самара
07.1993
Новокуйбышевск
04.1980
М-68Волгоград
544С-8231.10.1951Амстердам
2018
Москва
≈ 05.2014
Ниагара
08.2013
М-70
≈ 2008
04.2004
03.2004
Ростов-на-Дону
11.1998
1992
Георгиу-Деж/Лиски
544С-8301.11.1951Шустрый
09.2010
Самара
Шалун
04.2005
Ударник
09.1998
Воронеж
01.1992
05.1990
04.1977
Георгиу-Деж/Лиски
М-71
03.1964
Ростов-на-Дону
544С-8405.11.1951Хороший
09.2018
Самара
2017
05.2001
М-72
07.1992
≈ 1960
Куйбышев
01.1955
Ульяновск
544826.11.1951ПТ-8
04.2008
Ростов-на-Дону
06.2001
06.1993
1992
5441952Антей-1
02.2017
Киев
07.2002
Днепропетровск/Днепр
544195212.1975М-204Котлас
5441952199ХДвиносплав-1
1992
Архангельск
04.1978
М-212Сыктывкар
5441952199хМ-214
1992
Новодвинск
≤ 1969
Котлас
Архангельск
5441952Орёл
01.1979
Уфа
5441952ЯстребУфа
544421952Старт
????
Днепропетровск/Днепр
ПТ-144Запорожье
544431952ПТ-145(УССР)
544441952ПТ-146(УССР)
544461952Речник
≤ 2022
Волгоград
Монтажник
07.2003
04.1998
ПТ-46
07.1993
07.1985
54447195206.1977ПТ-47Березники
544481952сер. 1990-х гг.Г-29-27
1992
Уфа
12.1975
ПТ-48Березники
5444919521987ПТ-49
03.1958
Котельнич
(РСФСР)
544551952ПТ-147Николаев
544571952ПТ-148Николаев
544581952ПТ-149Днепропетровск
544С-1001952М-88
≈ 09.2019
Нижний Новгород
07.1992
Сызрань
≈ 1986
(РСФСР)
544С-1011952М-89Астрахань
544С-10219521996М-90
????
Приозерск
2009
12.1992
05.1969
Ленинград

Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа
Сообщить о неточности в описании или названии типа/проекта


Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.