Водный транспорт

Тип Москвич (М, С, Т, ПТ)


Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа
 
 
 

Пассажирский теплоход мощностью 150 л.с.

Тип судна: пассажирский катер полузакрытого типа с двухэтажным размещением пассажиров, надстройками, частично утопленными в корпус, кокпитом в корме, прикрытым тентом.

Назначение судна: городские и пригородные пассажирские перевозки на короткие расстояния.

Место постройки:
Московский ССЗ (РСФСР, г. Москва) — 515, 544;
Херсонский ССРЗ им. Коминтерна (УССР, г. Херсон) — 544;
Самусьская РЭБ (сейчас Самусьский ССРЗ) (РСФСР, Томская обл., пос. Самусь) — 544;
Бобруйский СРЗ (БССР, г. Бобруйск) — 544;
Каунасский ССРЗ (Литовская ССР, г. Каунас) — 544;
Благовещенская РЭБФ им. Ленина (РСФСР, Амурская обл., г. Благовещенск) — сборка;
Тюменский СЗ (СФСР, г. Тюмень);
Листвянская судоверфь им.Ярославского (РСФСР, Иркутская обл., пос. Листвянка).

Класс Регистра: "Р"

Характеристики:
Проект 515 / 544
Длина: 22,2 / 27,25 м
Ширина: 4,8 м
Высота борта: 1,4 м
Высота габаритная: 5,2 / 5,09 м
Водоизмещение в грузу: 45,5 / 53,1 т
Осадка средняя в грузу: 0,88 / 0,9 м
Водоизмещение порожнем: 33,75 / 39,8 т
Осадка средняя порожнем: 0,71 / 0,74 м
Пассажировместимость: 131 / 133 чел
Экипаж: 2 чел
Мест для экипажа: 3
Автономность: 3 сут
Скорость: 19 / 17 км/ч
Тип ГД: 3Д6 / 3Д6, 6ЧСП18/22 или 6L160PNS
Мощность ГД: 1х110 / 1х110, 1х110 или 1х140 кВт

_____________________________________________________________________________________________

Проект теплохода разработан ЦТКБ Минречфлота РСФСР в 1947г.
Серия прогулочных теплоходов «Москвич» (проекты 515, 544, 544М) выпускалась с 1949 по 1954 г. на Московским судоремонтно-судостроительноем заводе (МССЗ). Теплоходы проекта 544 строились и позднее, в течение многих лет на разных заводах СССР (например в Херсоне). Теплоходы херсонской постройки получали обозначение «тип ПТ», хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544). Теплоходов "Москвич" было построено более пятисот.

«Москвичи» не получали собственные названия, для их идентификации использовалась комбинация из буквы М и порядкового номера судна, например М-270. В девяностых годах некоторые «Москвичи», проданные частным владельца, получили собственные имена.

Теплоходы этого типа эксплуатировались в основном как прогулочно-экскурсионные суда, а также в режиме общественного транспорта. И в настоящее время многие из этих судов находятся в эксплуатации. Теперь они часто являются собственностью частных компаний и, будучи переоборудованы соответствующим образом, используются для проведения корпоративных вечеринок и других подобных мероприятий.

_____________________________________________________________________________________________

Модификации.

Кроме Москвы, суда этого типа строились в Херсоне, Тюмени, в посёлках Самусь близ Томска и Листвянка на Байкале, а так же в Благовещенске, Бобруйске (Белоруссия) и Каунасе (Литва). Суда херсонской, самусьской и благовещенской постройки получали обозначение «тип ПТ» (например «ПТ-150»), хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544). Тюменские "Москвичи" обозначались буквой "Т". Суда бобруйской постройки обозначались литерой "С". Литовским судам проекта 544 присваивались собственные имена. Для повышения безопасности, на некоторых "Москвичах" сибирской и дальневосточной постройки вместо окон салонов стали устанавливать иллюминаторы.

Суда с обозначением "ПТ" следует отличать от открытых судов для переправ проекта 792, также получавших обозначения "ПТ".

В Бобруйске специализировались на выпуске мелкосидящей модификации "Москвича" для рек и озёр Белоруссии и Украины. Суда этой разновидности можно всретить в Виннице ("Ляля Ратушна" и Н.И.Пирогов"), Тернопольском озере ("Герой Танцоров"), в Гродно ("Ольга Соломова") и др.

В тогдашнем Ленинграде выпускалась несколько изменённая версия «Москвичей» на аналогичном корпусе, отличавшаяся другой надстройкой с уменьшенным габаритом по высоте. Эти суда имели обозначение "Л" (например, Л-14) и известны как тип «Ленинградец», проект 564. В отличие от «Москвичей», «Ленинградцы» не имеют открытых палуб. У «Москвичей» выход на причал находится над машинным отделением, а у "Ленинградцев" машинное отделение сделали в виде небольшого отсека под рубкой рулевого и внутри входной площадки, а уровень этой площадки понижен до привального бруса.




«Москвич» в кинематографе

Будучи довольно распространённым типом судов, теплоходы этого типа неоднократно попадали в кадр при съёмке художественных фильмов.

"Свет далёкой звезды" — 1964 год
"Чучело" — 1983 год, теплоход М-270
"Ночной дозор" — 2004 год, теплоход М-43
"Московская сага" — 2004 год, теплоход М-33
"Ошибка резидента" — 1968 год, т/х «Дружба»
"Три тополя на Плющихе" — 1967 год, теплоходы М-250, М-184, М-182
"Леон Гаррос ищет друга" — 1960 год, неопознанный "Москвич" на Москва-реке
"Не послать ли нам гонца?" — 1998 год

Катастрофы.

6 октября 1968 года в Чебоксарах на Волге после столкновения с рефрижератором затонул теплоход М-176 Волжского объединенного пароходства. Погиб 51 человек, пострадали 10.

http://pascal-entering.ru/wiki/index.php/Москвич_(тип_речных_судов)
Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа

Подразделы

○ Проект 515
○ Проект 544
○ Проект М-21Т


Таблица судов типа

Сортировать по: Дате постройки  ·  Месту постройки  ·  Году и месту постройки  ·  Модификации  ·  Последнему названию  ·  Первому названию  ·  Редакторская сортировка

ПроектСтр. №ПостроеноСписаноНазваниеДатаПриписка
544ТаллинКаунас
544Taškentas
????
Каунас
Ташкент
544ТуркменияБендеры
544УранГомель
5441985ФарватерМедведок
544ШустрыйСамусь
544ЩорсРыбница
544Юнга(СССР)
544Юнга
515С-2626.04.1948199хМ-14
12.1988
Серпухов
10.1977
1955
Рыбинск
05.1951
Щербаков
Москва
515С-2328.07.194812.1979М-11
06.1956
Кинешма
01.1955
09.1950
05.1949
Москва
5441949HableanyБудапешт
5441949199хКуропатка
1992
Котлас
54419491975М-206Котлас
5441949Орлёнок
12.1970
Днепропетровск
09.1967
Кимры
Москва
5441949Чайка
1959
Выборг
М-28
54411949Гетьман
04.2006
Херсон
УГ-0097
????
(приписка неизвестна)
ПТ-109
54421949ПТ-110(УССР)
544С-3319492021М-21
1992
Орёл
12.1970
01.1955
Москва
515С-2423.04.1949М-12
06.1973
Астрахань
03.1961
Волгоград
01.1955
Сталинград
10.1950
Москва
515С-2526.04.1949М-13
01.1955
Волгоград
10.1950
Сталинград
Москва
515С-2728.04.194909.1972М-15
03.1964
Муром
≈ 1960
Рязань
10.1957
Рыбинск
01.1955
Щербаков
515С-2828.04.194904.1975М-16
03.1962
Муром
≤ 1958
Вязники
01.1955
Москва
515С-2929.04.194904.1976М-17
10.1957
Рыбинск
01.1955
Щербаков
07.1951
Москва
515С-3029.04.1949М-18
03.1972
Москва
≈ 1970
Рязань
????
Вязники
07.1955
Дзержинск
01.1955
Москва
515С-3130.04.1949М-19
≈ 1992
Темиртау
01.1973
(СССР)
10.1957
Рыбинск
01.1955
Щербаков
08.1952
08.1950
Большая Волга
Москва
515С-3230.04.1949М-20
12.1970
Дзержинск
≤ 1958
Павлово
01.1955
Москва
5441950Tolstojus
????
Каунас
≈ 1955
Лев Толстой
54419502017Виктория
12.2002
Архангельск
Довран
????
Котлас
П. ЦвиркаКаунас
5441950кон. 1990-х гг.М-210
01.1992
Архангельск
54419501981М-215Сыктывкар
5441950Победный
05.1994
Новокуйбышевск
-1950РовесникКиев
544101950Паводок
05.2003
Днепропетровск/Днепр
ПТ-118
544111950ПТ-119(УССР)
544121950ПТ-120(УССР)
544131950ПТ-121(УССР)
544141950ПТ-122Херсон
544151950ПТ-123(УССР)
5441619501995ПТ-124
1992
Чернигов
544171950ПТ-125(УССР)
544181950ПТ-126(УССР)
544191950ПТ-127Херсон
544201950ПТ-128Херсон
5442419502013Браславские озёра
2008
Браслав
ДобрыйГомель
54451950ПТ-113(УССР)
54461950ПТ-114
08.2009
Киев
09.2003
(Украина)
(УССР)
54471950ПТ-115(УССР)
54481950ПТ-116
54491950ПТ-117
????
Днепропетровск/Днепр
≈ 1992
(УССР)

Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа
Сообщить о неточности в описании или названии типа/проекта


Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.