FleetPhoto

Лепсе

Information about the vessel is given on the basis of publicly available sources and observations of users of this site. Site Administration has no associations with these sources and not responsible for this data. The information here may be invalid or outdated.
RegistryPort
1992
РМРС  Murmansk
 РСССР  Murmansk

Class:Nuclear fuel carrier
Builder:НГЗ им. 61 Коммунара (завод №445)   Nikolayev
Yard number:6563
Built:30.12.1961
Withdrawn:14.09.2012
Scrapped:12.2023
Home Port:Murmansk  
IMO:8884751
Registry:РМРС
Registry number:610900
Registry class:КМ(*) Л3[2] АТО
Call sign:UPJW
Current state: Утилизирована в Мурманске (Россия) 
Валовая вместимость: 4178 т
Водоизмещение 5600 т

Заложен в 1934 году под строительным номером 210. Первоначальный проект предполагал строительство транспортного судна. Однако, по прямому назначению судно никогда не использовалось: во время Великой Отечественной войны судно затопили, а после окончания войны – подняли с целью его достройки, но полностью восстановление не было завершено.
Судно было переоборудовано на Адмиралтейском заводе в Ленинграде и в декабре 1961 года принято ММП в эксплуатацию в качестве плавучей базы для обслуживания атомных ледоколов. Заводской № 6563. «Лепсе» оборудовано специальным хранилищем ОЯТ, цистернами для сбора и временного хранения ЖРО и производственными помещениями для проведения технологических операций с реакторным оборудованием.
С 1963 по 1981 г птб «Лепсе» обеспечила обслуживание ЯЭУ атомных ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь»: выгрузка и хранение ОЯТ, загрузка свежих ТВС, прием и хранение радиоактивных отходов. С приходом в Мурманск птб «Имандра» (1981 г.)

«Лепсе» стало использоваться только для временного хранения ОЯТ, РАО, технологического оборудования и выполнения операций по сбросу РАО в море.
В период 1964-86 гг. птб выполняла рейсы по транспортировке РАО к местам затопления:
-Карское море и заливы архипелага Новая Земля- ТРО (в металлических контейнерах) и радиоактивно загрязненное оборудование;
-Баренцево море — ЖРО.

После аварии на одном из трех реакторов «Ленина» несколько сот урановых тепловыделяющих элементов были размещены в одном из отсеков «Лепсе». Из-за высокого уровня радиации отсек был залит цементом, превратившись в своего рода саркофаг. Из-за цемента судно стало тяжелее и менее остойчивым в море. В 1984 году судно отправилось в свой последний рейс и в Карском море попало в сильный шторм. Радиоактивная вода выплеснулась в помещение хранилища, и потом его не удалось полностью дезактивировать. С тех пор уровни радиации во всех помещениях «Лепсе» остаются высокими, что мешает его утилизации. С конца 1980-х годов «Лепсе» стояло у причала, представляя собой все большую потенциальную ядерную и радиационную угрозу. Уровень радиации на борту был по-прежнему высок и единственным быстрым способом решить проблему, который тогда обсуждался, было отбуксировать судно к восточному побережью Новой Земли и затопить его там. Аналогично тому как советский ВМФ поступил с несколькими радиационно-опасными реакторными отсеками подводных лодок. Но вариант с затоплением судна не устраивал Андрея Золоткова, инженера ремонтно-технологического предприятия «Атомфлот», где было ошвартовано «Лепсе». Будучи депутатом Верховного Совета СССР, в 1991 году Золотков обнародовал информацию о местах захоронения твердых и жидких ядерных отходов ледоколов в Карском море. Он знал, что с радиоактивными отходами можно обходиться лучше. Объединившись с норвежской экологической организацией «Беллона», Андрей Золотков и руководство «Атомфлота» стали искать способы безопасного извлечения отработанного ядерного топлива. В Мурманск прилетели политики, эксперты и финансисты. Было предложено несколько вариантов. ЕС предоставил деньги.

В 1988 г. «Лепсе» выведена из эксплуатации, а в 1990 г. переведена в категорию «судно в отстое». В 1993 году был огорожен причал, у которого стояло «Лепсе», и установлены знаки радиационной опасности. Это судно называли в Мурманске российским «плавучим Чернобылем». Летом 1999 г. птб прошла докование на СРЗ «Нерпа» (г. Снежногорск, Мурманская область). Были проведены работы по подготовке к дальнейшему безопасному нахождению судна на плаву сроком не менее 10 лет. В 2011 году были выделены деньги на проект утилизации судна и 14 сентября 2012 году судно отбуксировано к судоразделочному заводу. Кормовая часть «Лепсе» надежно спрятана в специальную упаковку и размещена в пункте долговременного хранения в Сайда-губе.

Теперь должны начаться работы на более опасной носовой оконечности судна. Сложность заключается в том, что никто не знает, в каком состоянии находятся урановые топливные сборки. Всего их 638, и несколько десятков из них серьезно повреждены. Если что-то пойдет не так, результатом может быть катастрофа – может начаться цепная реакция. Истинное положение дел будет понятно только после вскрытия цемента. Для этого вокруг носовой оконечности судна строится специальное укрытие, чтобы можно было начать извлечение отработанных высокорадиоактивных топливных элементов. Это самый сложный и потенциально самый опасный этап утилизации, начало которого ожидается в 2018 году, по сообщениям Информационного агентства «Российское атомное сообщество». Для минимизации риска решено не пытаться извлечь топливные сборки отдельно, а вырезать их вместе с пеналами, в которых они находятся, уточнил в интервью Золотков.

Для Северо-Западного региона России больше не представляет угрозы 639 отработавших тепловыделяющих сборок, содержащих ядерные материалы, находившихся на плавучей технической базе «Лепсе». Об этом говорилось 26 июня 2017 года в Мурманске в ходе заседания Ядерного операционного комитета (ЯОК) экологического партнерства «Северное измерение» (ЭПСИ), в рамках которого осуществляется финансирование за счет средств Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) ряда проектов по решению проблем «ядерного наследия» в Северо-Западном регионе России, сообщает пресс-служба Федерального центра ядерной и радиационной безопасности (АО ФЦЯРБ) Госкорпорации «Росатом» (АО ФЦЯРБ).



No photos during this period
Home Port:Murmansk  
Registry:РМРС
Registry number:610900
Call sign:UPJW
Registry data changed
1992
Home Port:Murmansk  
Registry:РСССР
Registry number:М-26149
Call sign:UPIW
Show full data

No photos during this period
Registry class:КМ(*) Л3[2] АТО
Registry data changed
1975
Registry class:Л*Р4/1С *РСМ
Show full data

No photos during this period
Registry data changed
December 1961
Show full data

Your comment

Please do not discuss political topics or you will be banned for 1 month!
You need to log in to write comments.