Водный транспорт

Тип Москвич (М, С, Т, ПТ)


Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа
 
 
 

Пассажирский теплоход мощностью 150 л.с.

Тип судна: пассажирский катер полузакрытого типа с двухэтажным размещением пассажиров, надстройками, частично утопленными в корпус, кокпитом в корме, прикрытым тентом.

Назначение судна: городские и пригородные пассажирские перевозки на короткие расстояния.

Место постройки:
Московский ССЗ (РСФСР, г. Москва) — 515, 544;
Херсонский ССРЗ им. Коминтерна (УССР, г. Херсон) — 544;
Самусьская РЭБ (сейчас Самусьский ССРЗ) (РСФСР, Томская обл., пос. Самусь) — 544;
Бобруйский СРЗ (БССР, г. Бобруйск) — 544;
Каунасский ССРЗ (Литовская ССР, г. Каунас) — 544;
Благовещенская РЭБФ им. Ленина (РСФСР, Амурская обл., г. Благовещенск) — сборка;
Тюменский СЗ (СФСР, г. Тюмень);
Листвянская судоверфь им.Ярославского (РСФСР, Иркутская обл., пос. Листвянка).

Класс Регистра: "Р"

Характеристики:
Проект 515 / 544
Длина: 22,2 / 27,25 м
Ширина: 4,8 м
Высота борта: 1,4 м
Высота габаритная: 5,2 / 5,09 м
Водоизмещение в грузу: 45,5 / 53,1 т
Осадка средняя в грузу: 0,88 / 0,9 м
Водоизмещение порожнем: 33,75 / 39,8 т
Осадка средняя порожнем: 0,71 / 0,74 м
Пассажировместимость: 131 / 133 чел
Экипаж: 2 чел
Мест для экипажа: 3
Автономность: 3 сут
Скорость: 19 / 17 км/ч
Тип ГД: 3Д6 / 3Д6, 6ЧСП18/22 или 6L160PNS
Мощность ГД: 1х110 / 1х110, 1х110 или 1х140 кВт

_____________________________________________________________________________________________

Проект теплохода разработан ЦТКБ Минречфлота РСФСР в 1947г.
Серия прогулочных теплоходов «Москвич» (проекты 515, 544, 544М) выпускалась с 1949 по 1954 г. на Московским судоремонтно-судостроительноем заводе (МССЗ). Теплоходы проекта 544 строились и позднее, в течение многих лет на разных заводах СССР (например в Херсоне). Теплоходы херсонской постройки получали обозначение «тип ПТ», хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544). Теплоходов "Москвич" было построено более пятисот.

«Москвичи» не получали собственные названия, для их идентификации использовалась комбинация из буквы М и порядкового номера судна, например М-270. В девяностых годах некоторые «Москвичи», проданные частным владельца, получили собственные имена.

Теплоходы этого типа эксплуатировались в основном как прогулочно-экскурсионные суда, а также в режиме общественного транспорта. И в настоящее время многие из этих судов находятся в эксплуатации. Теперь они часто являются собственностью частных компаний и, будучи переоборудованы соответствующим образом, используются для проведения корпоративных вечеринок и других подобных мероприятий.

_____________________________________________________________________________________________

Модификации.

Кроме Москвы, суда этого типа строились в Херсоне, Тюмени, в посёлках Самусь близ Томска и Листвянка на Байкале, а так же в Благовещенске, Бобруйске (Белоруссия) и Каунасе (Литва). Суда херсонской, самусьской и благовещенской постройки получали обозначение «тип ПТ» (например «ПТ-150»), хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544). Тюменские "Москвичи" обозначались буквой "Т". Суда бобруйской постройки обозначались литерой "С". Литовским судам проекта 544 присваивались собственные имена. Для повышения безопасности, на некоторых "Москвичах" сибирской и дальневосточной постройки вместо окон салонов стали устанавливать иллюминаторы.

Суда с обозначением "ПТ" следует отличать от открытых судов для переправ проекта 792, также получавших обозначения "ПТ".

В Бобруйске специализировались на выпуске мелкосидящей модификации "Москвича" для рек и озёр Белоруссии и Украины. Суда этой разновидности можно всретить в Виннице ("Ляля Ратушна" и Н.И.Пирогов"), Тернопольском озере ("Герой Танцоров"), в Гродно ("Ольга Соломова") и др.

В тогдашнем Ленинграде выпускалась несколько изменённая версия «Москвичей» на аналогичном корпусе, отличавшаяся другой надстройкой с уменьшенным габаритом по высоте. Эти суда имели обозначение "Л" (например, Л-14) и известны как тип «Ленинградец», проект 564. В отличие от «Москвичей», «Ленинградцы» не имеют открытых палуб. У «Москвичей» выход на причал находится над машинным отделением, а у "Ленинградцев" машинное отделение сделали в виде небольшого отсека под рубкой рулевого и внутри входной площадки, а уровень этой площадки понижен до привального бруса.




«Москвич» в кинематографе

Будучи довольно распространённым типом судов, теплоходы этого типа неоднократно попадали в кадр при съёмке художественных фильмов.

"Свет далёкой звезды" — 1964 год
"Чучело" — 1983 год, теплоход М-270
"Ночной дозор" — 2004 год, теплоход М-43
"Московская сага" — 2004 год, теплоход М-33
"Ошибка резидента" — 1968 год, т/х «Дружба»
"Три тополя на Плющихе" — 1967 год, теплоходы М-250, М-184, М-182
"Леон Гаррос ищет друга" — 1960 год, неопознанный "Москвич" на Москва-реке
"Не послать ли нам гонца?" — 1998 год

Катастрофы.

6 октября 1968 года в Чебоксарах на Волге после столкновения с рефрижератором затонул теплоход М-176 Волжского объединенного пароходства. Погиб 51 человек, пострадали 10.

http://pascal-entering.ru/wiki/index.php/Москвич_(тип_речных_судов)
Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа

Подразделы

○ Проект 515
○ Проект 544
○ Проект М-21Т


Таблица судов типа

Сортировать по: Дате постройки  ·  Месту постройки  ·  Году и месту постройки  ·  Модификации  ·  Последнему названию  ·  Первому названию  ·  Редакторская сортировка

ПроектСтр. №ПостроеноСписаноНазваниеДатаПриписка
54414528.08.1956Шмель
03.2006
Самара
05.2005
05.2003
ПТ-145
2001
Рябинино
КЛС-315
1992
????
5441402.09.1956Т-14
28.07.2020
Омск
23.10.2013
07.2006
Нижневартовск
04.2003
12.2001
Ханты-Мансийск
05.1993
≈ 1987
11.1982
Омск
544С-23020.09.1956Камея
2012
Пермь
09.2001
Уфа
≈ 1998
М-218
1992
≈ 1988
Пермь
544С-23227.09.1956М-220
06.2005
Пермь
04.2002
11.1994
01.1979
544С-23304.10.1956М-221
????
Пермь
10.2002
Ижевск
≈ 1997
07.1993
1972
Пермь
544410.10.1956Изумруд
03.2002
Хабаровск
≈ 1998
1992
544С-23423.10.1956Лидер
01.2002
Новокуйбышевск
09.1992
Самара
М-222Астрахань
544С-23626.10.1956М-224
10.2007
Пермь
09.2001
07.1993
54414211.1956Электрон
06.2008
Запорожье
03.2001
1964
ПТ-142Севастополь
5441957сер. 1990-х гг.СУ-15
1992
Тавда
(неизвестно)
-1957ГолубьИркутск
5441957Байкал
2005
Печора
М-45
1992
≈ 1968
5441957Нiмфа
08.2011
Днепропетровск/Днепр
Дружок
03.2001
Херсон
5441957Пелiкан
07.2009
Киев
5441957ПТ-166Херсон
5441957ПТ-221
≤ 1977
(УССР)
Ангара
5441957РоссияТавда
5441957Святая Мария
08.2002
Самусь
08.1999
(неизвестно)
5441957Сура
04.2016
Киев
12.2003
04.2001
544195706.1985Т-18
11.1982
Междуреченский
5441957Т-19Нижневартовск
5441957сер. 1980-х гг.Т-20
11.1982
Усть-Ишим
544195711.1971Т-21(РСФСР)
5441957нач. 2000-х гг.Т-22
11.1993
Тобольск
11.1982
5441957Урал
1973
Тавда
Нижний Тагил
5441957Чайка-2
05.2011
Киев
11.2004
5441581957Михалыч
09.2010
Москва
Таруса-1
05.2008
Ока-1
07.2003
Калуга
09.1998
ПТ-158
12.1992
Рязань
5441591957Иван Ципулин
06.2020
Москва
Эдуард Мазнев
06.2012
Таруса-2
05.2008
Ока-2
07.2003
Калуга
09.1998
ПТ-159
12.1992
Рязань
544160195704.1982ПТ-160Павлово
5441611957кон. 1990-х гг.Тайга
12.1992
Киров
09.1978
ПТ-161
≈ 1977
Калинин
5441621957ПТ-162
07.1961
Киров
03.1958
(РСФСР)
5441631957Ассоль
05.2003
Киров
1992
≈ 1980
ПТ-163
5441641957ПТ-164
кон. 1970-х гг.
Кинешма
Горький
5441651957ПТ-165
04.2010
Кинешма
05.2003
Козьмодемьянск
≈ 1996
Йошкар-Ола
05.1992
12.1989
1984
Звенигово
Чебоксары
544168195703.1981ПТ-11(РСФСР)
5441691957(Стр.№ 169)(РСФСР)
544171957Т-17
04.2012
Омск
10.2001
Сургут
10.1993
11.1982
5441701957(Стр.№ 170)(РСФСР)
5441711957(Стр.№ 171)(РСФСР)
-1761957Литва
1991
Рыбница
(СССР)
5441831957Алина Танго
11.2010
Москва
Оникс
09.2006
ПТ-183
01.2005
Астрахань
≈ 2000
11.1992
????
5441841957ПТ-215Киев
5441851957ПТ-216Днепродзержинск
5441861957ПТ-217
02.2007
Ростов-на-Дону
11.2006
06.1999
1992
(Украина)
(УССР)
5441871957ПТ-218(УССР)
5441901957ПТ-190Волгоград
5441911957ПТ-191
≈ 08.2023
Нижний Новгород
Сокол
01.2013
Самара
ПТ-191
10.2012
01.2006
Новокуйбышевск
07.1993
Самара
Волгоград
54419219571989ПТ-219Киев
5441941957ПТ-220(УССР)
544C-2421957М-230
01.2020
Москва
10.2006
04.2002
01.1992

Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа
Сообщить о неточности в описании или названии типа/проекта


Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.