Водный транспорт

Тип Москвич (М, С, Т, ПТ)


Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа
 
 
 

Пассажирский теплоход мощностью 150 л.с.

Тип судна: пассажирский катер полузакрытого типа с двухэтажным размещением пассажиров, надстройками, частично утопленными в корпус, кокпитом в корме, прикрытым тентом.

Назначение судна: городские и пригородные пассажирские перевозки на короткие расстояния.

Место постройки:
Московский ССЗ (РСФСР, г. Москва) — 515, 544;
Херсонский ССРЗ им. Коминтерна (УССР, г. Херсон) — 544;
Самусьская РЭБ (сейчас Самусьский ССРЗ) (РСФСР, Томская обл., пос. Самусь) — 544;
Бобруйский СРЗ (БССР, г. Бобруйск) — 544;
Каунасский ССРЗ (Литовская ССР, г. Каунас) — 544;
Благовещенская РЭБФ им. Ленина (РСФСР, Амурская обл., г. Благовещенск) — сборка;
Тюменский СЗ (СФСР, г. Тюмень);
Листвянская судоверфь им.Ярославского (РСФСР, Иркутская обл., пос. Листвянка).

Класс Регистра: "Р"

Характеристики:
Проект 515 / 544
Длина: 22,2 / 27,25 м
Ширина: 4,8 м
Высота борта: 1,4 м
Высота габаритная: 5,2 / 5,09 м
Водоизмещение в грузу: 45,5 / 53,1 т
Осадка средняя в грузу: 0,88 / 0,9 м
Водоизмещение порожнем: 33,75 / 39,8 т
Осадка средняя порожнем: 0,71 / 0,74 м
Пассажировместимость: 131 / 133 чел
Экипаж: 2 чел
Мест для экипажа: 3
Автономность: 3 сут
Скорость: 19 / 17 км/ч
Тип ГД: 3Д6 / 3Д6, 6ЧСП18/22 или 6L160PNS
Мощность ГД: 1х110 / 1х110, 1х110 или 1х140 кВт

_____________________________________________________________________________________________

Проект теплохода разработан ЦТКБ Минречфлота РСФСР в 1947г.
Серия прогулочных теплоходов «Москвич» (проекты 515, 544, 544М) выпускалась с 1949 по 1954 г. на Московским судоремонтно-судостроительноем заводе (МССЗ). Теплоходы проекта 544 строились и позднее, в течение многих лет на разных заводах СССР (например в Херсоне). Теплоходы херсонской постройки получали обозначение «тип ПТ», хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544). Теплоходов "Москвич" было построено более пятисот.

«Москвичи» не получали собственные названия, для их идентификации использовалась комбинация из буквы М и порядкового номера судна, например М-270. В девяностых годах некоторые «Москвичи», проданные частным владельца, получили собственные имена.

Теплоходы этого типа эксплуатировались в основном как прогулочно-экскурсионные суда, а также в режиме общественного транспорта. И в настоящее время многие из этих судов находятся в эксплуатации. Теперь они часто являются собственностью частных компаний и, будучи переоборудованы соответствующим образом, используются для проведения корпоративных вечеринок и других подобных мероприятий.

_____________________________________________________________________________________________

Модификации.

Кроме Москвы, суда этого типа строились в Херсоне, Тюмени, в посёлках Самусь близ Томска и Листвянка на Байкале, а так же в Благовещенске, Бобруйске (Белоруссия) и Каунасе (Литва). Суда херсонской, самусьской и благовещенской постройки получали обозначение «тип ПТ» (например «ПТ-150»), хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544). Тюменские "Москвичи" обозначались буквой "Т". Суда бобруйской постройки обозначались литерой "С". Литовским судам проекта 544 присваивались собственные имена. Для повышения безопасности, на некоторых "Москвичах" сибирской и дальневосточной постройки вместо окон салонов стали устанавливать иллюминаторы.

Суда с обозначением "ПТ" следует отличать от открытых судов для переправ проекта 792, также получавших обозначения "ПТ".

В Бобруйске специализировались на выпуске мелкосидящей модификации "Москвича" для рек и озёр Белоруссии и Украины. Суда этой разновидности можно всретить в Виннице ("Ляля Ратушна" и Н.И.Пирогов"), Тернопольском озере ("Герой Танцоров"), в Гродно ("Ольга Соломова") и др.

В тогдашнем Ленинграде выпускалась несколько изменённая версия «Москвичей» на аналогичном корпусе, отличавшаяся другой надстройкой с уменьшенным габаритом по высоте. Эти суда имели обозначение "Л" (например, Л-14) и известны как тип «Ленинградец», проект 564. В отличие от «Москвичей», «Ленинградцы» не имеют открытых палуб. У «Москвичей» выход на причал находится над машинным отделением, а у "Ленинградцев" машинное отделение сделали в виде небольшого отсека под рубкой рулевого и внутри входной площадки, а уровень этой площадки понижен до привального бруса.




«Москвич» в кинематографе

Будучи довольно распространённым типом судов, теплоходы этого типа неоднократно попадали в кадр при съёмке художественных фильмов.

"Свет далёкой звезды" — 1964 год
"Чучело" — 1983 год, теплоход М-270
"Ночной дозор" — 2004 год, теплоход М-43
"Московская сага" — 2004 год, теплоход М-33
"Ошибка резидента" — 1968 год, т/х «Дружба»
"Три тополя на Плющихе" — 1967 год, теплоходы М-250, М-184, М-182
"Леон Гаррос ищет друга" — 1960 год, неопознанный "Москвич" на Москва-реке
"Не послать ли нам гонца?" — 1998 год

Катастрофы.

6 октября 1968 года в Чебоксарах на Волге после столкновения с рефрижератором затонул теплоход М-176 Волжского объединенного пароходства. Погиб 51 человек, пострадали 10.

http://pascal-entering.ru/wiki/index.php/Москвич_(тип_речных_судов)
Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа

Подразделы

○ Проект 515
○ Проект 544
○ Проект М-21Т


Таблица судов типа

Сортировать по: Дате постройки  ·  Месту постройки  ·  Году и месту постройки  ·  Модификации  ·  Последнему названию  ·  Первому названию  ·  Редакторская сортировка

ПроектСтр. №ПостроеноСписаноНазваниеДатаПриписка
5442195xХамза
≈ 1975
Чарджоу
Л. БажовХоджейли
-195ХГ-5004Херсон
544195хГерой А. ШевченкоБелгород-Днестровский
544195хГерой И. ЕльцовБелгород-Днестровский
544195хГерой П. ВертелецкийБелгород-Днестровский
54411195хМ-39(РСФСР)
5444195хМ-44(СССР)
5445195хМ-45(СССР)
5448195хМ-37(РСФСР)
5449195хМ-38(РСФСР)
5441960кон. 1980-х гг.АлександритХабаровск
544196011.2004Бирюза
09.1993
Хабаровск
1992
-1960ЛасточкаВыборг
5443918.05.1960ПТ-29
07.2006
Колпашево
04.2002
Томск
≥ 1995
ПТ-141
≈ 1992
12.1975
ПТ-48
11.1973
Могочино
????
Кемерово
Асино
54423.05.1960Малахит
≈ 2009
Хабаровск
10.2002
09.1993
1992
5442431.05.1960Пламя
≈ 2014
Гомель
Полымя
09.2012
12.2009
04.2009
02.1994
04.1990
В. Маяковский
5444030.06.1960Водолей-1
≈ 2013
Барнаул
03.2003
11.1993
20.06.1988
ПТ-47
5444128.07.1960124
12.2000
Новосибирск
≤ 1995
Гривна
05.1992
ПТ-50
10.1983
Кемерово
????
Новосибирск
Асино
5441612.09.1960Аметист
03.2002
Хабаровск
≈ 1999
09.1993
1992
≈ 1970
Благовещенск
5444217.09.1960Анчар-7
≤ 04.2016
Омск
10.2000
Нижневартовск
5444217.09.1960ПТ-52
10.1987
Новосибирск
????
Колпашево
54405.10.19602014Лазурит
01.2002
Хабаровск
09.1993
1992
5444324.10.1960Искра
≤ 1995
Барнаул
11.1988
ПТ-51
≈ 1988
Кемерово
5444431.12.1960Капитан
2012
Новосибирск
????
ПТ-33
09.1982
Колпашево
26.04.1973
ПТ-55
5441961ок. 1999Нефрит
09.1993
Хабаровск
1992
Комсомольск-на-Амуре
5441961Ока
10.1977
Серпухов
11.1964
Смоленск
5441961кон. 1990-х гг.Яшма
09.1993
Хабаровск
1992
Комсомольск-на-Амуре
5441917.06.1961Опал
01.2002
Хабаровск
09.1993
1992
5444527.06.1961Арсал
05.2001
Новосибирск
Ангел
≈ 1998
Барнаул
Шинник
≈ 1992
09.1989
ПТ-56
5444625.09.1961Аскольд
06.2005
Новосибирск
СТП-8
09.2000
11.1993
Могочино
05.07.1990
ПТ-57
09.1987
10.1977
Томск
Кемерово
5441962БодрыйМинск
5441962ПТ-177
≈ 1975
Херсон
Радяньска ВолиньЛуцк
5441962Хотин
2001
Киев
1992
(приписка неизвестна)
(СССР)
544471962Звезда
09.2018
Омск
Тамара
≈ 2017
≈ 2014
Новосибирск
05.2012
Барнаул
СТП-2
04.2003
Колпашево
11.1993
26.04.1973
ПТ-58
5444822.06.19622003СТП-5
11.1993
Каргасок
20.03.1987
ПТ-59
10.1984
Новосибирск
5444921.07.19622006Аметист
07.1995
Томск
12.1981
ПТ-60
????
Колпашево
5445016.08.1962Алей
≤ 06.1992
Барнаул
ПТ-61
01.1992
5445122.09.1962Магистр
≤ 2019
Самусь
Патрульный-4
03.2012
Томск
05.2004
≈ 1997
Самусь
01.1993
Самусь
01.1992
20.06.1980
ПТ-62
09.1978
06.1978
Томск
????
Кемерово
Могочино
544301963Ян Амор Тарновский
2024
Киев
Герой Танцоров
04.2005
05.2000
Залещики(приписка неизвестна)
5445201.01.196309.2021ПТ-63
≈ 2013
Барнаул
02.2011
03.2003
11.1993
5445311.06.1963ПТ-226
02.2001
Новосибирск
≈ 1996
СПК-548
≤ 1995
Парабель
1992
Новосибирск
06.1989
ПТ-64
≈ 1988
Кемерово
02.1983
Усть-Чарышская пристань
????
Новосибирск
Каргасок
5445415.07.1963Медведь
≤ 2009
Барнаул
04.2002
05.2000
≥ 1996
ПТ-65
05.1993
Новосибирск
01.1992
5445512.08.1963Калипсо-1
≤ 2019
Барнаул
≈ 08.2015
ПТ-66
≈ 2013
03.2003
11.1993
01.1992
09.1987
01.1971
Новосибирск
5445630.09.1963ПТ-67
≤ 1995
Новосибирск
06.1983
01.1978
Каргасок
10.1977
Томск
01.1971
Каргасок
03.1964
Томск
5445729.10.1963ПТ-68
≈ 2013
Барнаул
08.2002
11.1993
Беляй
10.1987
Томск
5445827.05.1964Яшма
04.2012
Омск
03.2008
Нижневартовск
05.2003
08.1998
СТП-7
11.1993
Александрово
07.1989
ПТ-69
09.1987
10.1975
Томск
Каргасок
5445911.06.1964КОФ-1
≈ 2007
Тюмень
10.2000
02.1994
Новосибирск
ПТ-70
05.1993
01.1992
5446028.06.1964Лазурный
12.01.2022
Новосибирск
06.2014
18.06.2013
19.09.2008
084
06.2003
1993
07.1985
ПТ-71
5441965М. Пирогов
05.05.2006
Киев
Н. Пирогов
04.2000
1992
(Украина)
1990
(УССР)
1988
5441965ПТ-230Днепропетровск

Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа
Сообщить о неточности в описании или названии типа/проекта


Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.