Водный транспорт

Тип Москвич (М, С, Т, ПТ)


Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа
 
 
 

Пассажирский теплоход мощностью 150 л.с.

Тип судна: пассажирский катер полузакрытого типа с двухэтажным размещением пассажиров, надстройками, частично утопленными в корпус, кокпитом в корме, прикрытым тентом.

Назначение судна: городские и пригородные пассажирские перевозки на короткие расстояния.

Место постройки:
Московский ССЗ (РСФСР, г. Москва) — 515, 544;
Херсонский ССРЗ им. Коминтерна (УССР, г. Херсон) — 544;
Самусьская РЭБ (сейчас Самусьский ССРЗ) (РСФСР, Томская обл., пос. Самусь) — 544;
Бобруйский СРЗ (БССР, г. Бобруйск) — 544;
Каунасский ССРЗ (Литовская ССР, г. Каунас) — 544;
Благовещенская РЭБФ им. Ленина (РСФСР, Амурская обл., г. Благовещенск) — сборка;
Тюменский СЗ (СФСР, г. Тюмень);
Листвянская судоверфь им.Ярославского (РСФСР, Иркутская обл., пос. Листвянка).

Класс Регистра: "Р"

Характеристики:
Проект 515 / 544
Длина: 22,2 / 27,25 м
Ширина: 4,8 м
Высота борта: 1,4 м
Высота габаритная: 5,2 / 5,09 м
Водоизмещение в грузу: 45,5 / 53,1 т
Осадка средняя в грузу: 0,88 / 0,9 м
Водоизмещение порожнем: 33,75 / 39,8 т
Осадка средняя порожнем: 0,71 / 0,74 м
Пассажировместимость: 131 / 133 чел
Экипаж: 2 чел
Мест для экипажа: 3
Автономность: 3 сут
Скорость: 19 / 17 км/ч
Тип ГД: 3Д6 / 3Д6, 6ЧСП18/22 или 6L160PNS
Мощность ГД: 1х110 / 1х110, 1х110 или 1х140 кВт

_____________________________________________________________________________________________

Проект теплохода разработан ЦТКБ Минречфлота РСФСР в 1947г.
Серия прогулочных теплоходов «Москвич» (проекты 515, 544, 544М) выпускалась с 1949 по 1954 г. на Московским судоремонтно-судостроительноем заводе (МССЗ). Теплоходы проекта 544 строились и позднее, в течение многих лет на разных заводах СССР (например в Херсоне). Теплоходы херсонской постройки получали обозначение «тип ПТ», хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544). Теплоходов "Москвич" было построено более пятисот.

«Москвичи» не получали собственные названия, для их идентификации использовалась комбинация из буквы М и порядкового номера судна, например М-270. В девяностых годах некоторые «Москвичи», проданные частным владельца, получили собственные имена.

Теплоходы этого типа эксплуатировались в основном как прогулочно-экскурсионные суда, а также в режиме общественного транспорта. И в настоящее время многие из этих судов находятся в эксплуатации. Теперь они часто являются собственностью частных компаний и, будучи переоборудованы соответствующим образом, используются для проведения корпоративных вечеринок и других подобных мероприятий.

_____________________________________________________________________________________________

Модификации.

Кроме Москвы, суда этого типа строились в Херсоне, Тюмени, в посёлках Самусь близ Томска и Листвянка на Байкале, а так же в Благовещенске, Бобруйске (Белоруссия) и Каунасе (Литва). Суда херсонской, самусьской и благовещенской постройки получали обозначение «тип ПТ» (например «ПТ-150»), хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544). Тюменские "Москвичи" обозначались буквой "Т". Суда бобруйской постройки обозначались литерой "С". Литовским судам проекта 544 присваивались собственные имена. Для повышения безопасности, на некоторых "Москвичах" сибирской и дальневосточной постройки вместо окон салонов стали устанавливать иллюминаторы.

Суда с обозначением "ПТ" следует отличать от открытых судов для переправ проекта 792, также получавших обозначения "ПТ".

В Бобруйске специализировались на выпуске мелкосидящей модификации "Москвича" для рек и озёр Белоруссии и Украины. Суда этой разновидности можно всретить в Виннице ("Ляля Ратушна" и Н.И.Пирогов"), Тернопольском озере ("Герой Танцоров"), в Гродно ("Ольга Соломова") и др.

В тогдашнем Ленинграде выпускалась несколько изменённая версия «Москвичей» на аналогичном корпусе, отличавшаяся другой надстройкой с уменьшенным габаритом по высоте. Эти суда имели обозначение "Л" (например, Л-14) и известны как тип «Ленинградец», проект 564. В отличие от «Москвичей», «Ленинградцы» не имеют открытых палуб. У «Москвичей» выход на причал находится над машинным отделением, а у "Ленинградцев" машинное отделение сделали в виде небольшого отсека под рубкой рулевого и внутри входной площадки, а уровень этой площадки понижен до привального бруса.




«Москвич» в кинематографе

Будучи довольно распространённым типом судов, теплоходы этого типа неоднократно попадали в кадр при съёмке художественных фильмов.

"Свет далёкой звезды" — 1964 год
"Чучело" — 1983 год, теплоход М-270
"Ночной дозор" — 2004 год, теплоход М-43
"Московская сага" — 2004 год, теплоход М-33
"Ошибка резидента" — 1968 год, т/х «Дружба»
"Три тополя на Плющихе" — 1967 год, теплоходы М-250, М-184, М-182
"Леон Гаррос ищет друга" — 1960 год, неопознанный "Москвич" на Москва-реке
"Не послать ли нам гонца?" — 1998 год

Катастрофы.

6 октября 1968 года в Чебоксарах на Волге после столкновения с рефрижератором затонул теплоход М-176 Волжского объединенного пароходства. Погиб 51 человек, пострадали 10.

http://pascal-entering.ru/wiki/index.php/Москвич_(тип_речных_судов)
Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа

Подразделы

○ Проект 515
○ Проект 544
○ Проект М-21Т


Таблица судов типа

Сортировать по: Дате постройки  ·  Месту постройки  ·  Году и месту постройки  ·  Модификации  ·  Последнему названию  ·  Первому названию  ·  Редакторская сортировка

ПроектСтр. №ПостроеноСписаноНазваниеДатаПриписка
544С-244195707.1977М-232
≈ 1970
Калинин
Москва
544С-2451957Вымпел
2021
Москва
Вымпел-233
09.2020
Ахтубинск
≈ 2008
06.2005
05.1992
Вымпел
05.1978
М-233
09.1970
Рыбинск
1957
Москва
544С-246195710.1987М-234
≈ 1975
Углич
Москва
544С-2481957М-236
07.2016
Москва
10.2006
12.2001
01.1992
544С-2501957М-121
≥ 2011
Москва
08.2004
02.1994
1992
(РСФСР)
544С-2511957М-239
06.1977
Городец
1961
Казань
544С-255195712.1979М-224
1967
Архангельск
Пинега
544С-2561957Кондор
05.2013
Котлас
05.2006
1992
≤ 1990
М-244Москва
544С-257195707.1982М-225Архангельск
544С-2581957сер. 1980-х гг.М-226Котлас
544С-2591957М-227
≈ 1959
Котлас
М-247
544С-264195705.1978М-252Пермь
544С-267195705.1984М-228
03.1958
Архангельск
М-255
544С-268?19572001М-229
03.1993
Мезень
1992
≈ 1985
Лешуконское
Сыктывкар
544С-2691957М-257Великий Новгород
544С-270195705.1978М-258
02.1974
Ленинград
1965
Ивангород
Свирица
544С-2751957М-270
≈ 10.2020
Москва
04.2012
07.2001
Серпухов
01.1992
Вязники
08.1991
07.1965
Калинин
ФазанУфа
544С-276195706.1990М-264
≤ 1980
Калинин
Москва
544С-2821957Егорий
07.2012
Москва
Аксаков
11.2008
09.2003
Вологда
1994
С.Т. Аксаков
1993
Великий Устюг
1992
544С-24013.01.19571994М-228
1992
Орёл
10.1971
Москва
544С-24113.01.195703.2016М-229
10.2006
Москва
12.2001
01.1992
544С-24713.04.1957М-235
2015
Нижний Новгород
05.2003
Муром
11.2000
01.1992
Москва
54416720.04.1957Лагуна
25.04.2019
Москва
21.12.2018
Пермь
06.2005
Уфа
05.2001
кон. 1990-х гг.
(неизвестно)
1992
МЛП-172
544С-24910.05.19571991М-237Кинешма
54416620.05.1957ПТ-166
12.1960
Астрахань
1957
Саратов
544С-25322.05.1957Раздолье
12.2007
Новокуйбышевск
10.2001
Пермь
12.1998
1992
06.1979
М-241
544С-25223.05.1957Пегас
07.2003
Пермь
М-240
05.1994
544529.06.1957Рубин
≈ 2011
Хабаровск
02.2002
09.1993
Благовещенск
5442319.07.1957ПТ-21
04.1983
Новосибирск
27.11.1959
С-21
544С-26019.07.1957Русь
30.07.2021
Москва
Алексей Максимов
2012
28.06.2007
Серпухов
Русь
02.2003
02.1998
1993
М-248
04.1990
54415724.07.1957Весёлый Роджер
03.2008
Москва
ПТ-316
02.2006
Нижний Новгород
Лот
≈ 1996
Балаково
1992
Пермь
КЛС-316
544С-26518.08.1957М-253
07.1973
Казань
1961
544С-26120.08.1957199хКоршун
06.1994
Уфа
12.1957
М-249Москва
544С-26624.08.1957198хМ-254
05.1963
Астрахань
Буревестник
11.1958
Горький
М-254Казань
544С-26228.08.1957М-250
02.2013
Москва
08.2001
Тверь
01.1992
≤ 1980
Калинин
Москва
544С-26328.08.19572021М-251
1992
Орёл
05.1975
Серпухов
54417930.08.1957Натали
≈ 2017
Нижний Новгород
01.2013
Самара
04.2003
06.2001
Ростов-на-Дону
ПТ-179
1992
54417222.09.1957кон. 1980-х гг.ПТ-14Ростов-на-Дону
544С-27229.09.1957М-260
07.2015
Казань
06.2010
04.2005
02.2004
04.2002
07.1993
05.1963
Соколка
Юный водник
12.1958
Горький
М-260
54430.09.1957Берилл
07.2011
Хабаровск
01.2002
09.1993
Благовещенск
5442530.09.195703.11.1986СТП-5
≤ 1981
Каргасок
ПТ-23
09.1978
06.1976
Барнаул
≈ 08.1968
Камень-на-Оби
????
Томск
27.11.1959
Асино
С-23
09.1959
08.1958
Новосибирск
Асино
544С-27306.10.1957М-261
10.2001
Серпухов
Дарья
06.1992
М-261
05.1975
02.1958
Кашира
54410.10.1957Касатка
04.2002
Омск
1992
54418830.10.1957Балтиец
07.2021
Санкт-Петербург
02.2018
Лиски
ПТ-188
03.2014
12.2002
Волгоград
10.1994
544С-27706.11.1957Лоцман
03.2006
Москва
Вижена
07.2002
Милани
1993
Калязин
М-265
1992
Тверь
сер. 1970-х гг.
Калинин
Москва
544С-27806.11.1957Сударыня
2013
Москва
03.2006
М-266
08.2001
Калязин
≈ 1996
01.1992
Тверь
≤ 1980
Калинин
Москва
544С-27906.11.19572021М-267
1992
Орёл
12.1973
Москва
544С-28028.11.195706.1984М-268
12.1969
Дзержинск
12.1961
Дуденево
Калинин
544С-28128.11.195704.1996М-269
01.1992
Тамбов
08.1979
Москва
5442630.11.195721.01.1986ПТ-22
????
Барнаул
27.11.1959
Колпашево
С-22
07.1958
Томск

Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого типа
Сообщить о неточности в описании или названии типа/проекта


Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.