FleetPhoto

Москвич (М, С, Т, ПТ) type


List of all types and projects  ·  All vessel's photos of this type
 
 
 

Пассажирский теплоход мощностью 150 л.с.

Тип судна: пассажирский катер полузакрытого типа с двухэтажным размещением пассажиров, надстройками, частично утопленными в корпус, кокпитом в корме, прикрытым тентом.

Назначение судна: городские и пригородные пассажирские перевозки на короткие расстояния.

Место постройки:
Московский ССЗ (РСФСР, г. Москва) — 515, 544;
Херсонский ССРЗ им. Коминтерна (УССР, г. Херсон) — 544;
Самусьская РЭБ (сейчас Самусьский ССРЗ) (РСФСР, Томская обл., пос. Самусь) — 544;
Бобруйский СРЗ (БССР, г. Бобруйск) — 544;
Каунасский ССРЗ (Литовская ССР, г. Каунас) — 544;
Благовещенская РЭБФ им. Ленина (РСФСР, Амурская обл., г. Благовещенск) — сборка;
Тюменский СЗ (СФСР, г. Тюмень);
Листвянская судоверфь им.Ярославского (РСФСР, Иркутская обл., пос. Листвянка).

Класс Регистра: "Р"

Характеристики:
Проект 515 / 544
Длина: 22,2 / 27,25 м
Ширина: 4,8 м
Высота борта: 1,4 м
Высота габаритная: 5,2 / 5,09 м
Водоизмещение в грузу: 45,5 / 53,1 т
Осадка средняя в грузу: 0,88 / 0,9 м
Водоизмещение порожнем: 33,75 / 39,8 т
Осадка средняя порожнем: 0,71 / 0,74 м
Пассажировместимость: 131 / 133 чел
Экипаж: 2 чел
Мест для экипажа: 3
Автономность: 3 сут
Скорость: 19 / 17 км/ч
Тип ГД: 3Д6 / 3Д6, 6ЧСП18/22 или 6L160PNS
Мощность ГД: 1х110 / 1х110, 1х110 или 1х140 кВт

_____________________________________________________________________________________________

Проект теплохода разработан ЦТКБ Минречфлота РСФСР в 1947г.
Серия прогулочных теплоходов «Москвич» (проекты 515, 544, 544М) выпускалась с 1949 по 1954 г. на Московским судоремонтно-судостроительноем заводе (МССЗ). Теплоходы проекта 544 строились и позднее, в течение многих лет на разных заводах СССР (например в Херсоне). Теплоходы херсонской постройки получали обозначение «тип ПТ», хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544). Теплоходов "Москвич" было построено более пятисот.

«Москвичи» не получали собственные названия, для их идентификации использовалась комбинация из буквы М и порядкового номера судна, например М-270. В девяностых годах некоторые «Москвичи», проданные частным владельца, получили собственные имена.

Теплоходы этого типа эксплуатировались в основном как прогулочно-экскурсионные суда, а также в режиме общественного транспорта. И в настоящее время многие из этих судов находятся в эксплуатации. Теперь они часто являются собственностью частных компаний и, будучи переоборудованы соответствующим образом, используются для проведения корпоративных вечеринок и других подобных мероприятий.

_____________________________________________________________________________________________

Модификации.

Кроме Москвы, суда этого типа строились в Херсоне, Тюмени, в посёлках Самусь близ Томска и Листвянка на Байкале, а так же в Благовещенске, Бобруйске (Белоруссия) и Каунасе (Литва). Суда херсонской, самусьской и благовещенской постройки получали обозначение «тип ПТ» (например «ПТ-150»), хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544). Тюменские "Москвичи" обозначались буквой "Т". Суда бобруйской постройки обозначались литерой "С". Литовским судам проекта 544 присваивались собственные имена. Для повышения безопасности, на некоторых "Москвичах" сибирской и дальневосточной постройки вместо окон салонов стали устанавливать иллюминаторы.

Суда с обозначением "ПТ" следует отличать от открытых судов для переправ проекта 792, также получавших обозначения "ПТ".

В Бобруйске специализировались на выпуске мелкосидящей модификации "Москвича" для рек и озёр Белоруссии и Украины. Суда этой разновидности можно всретить в Виннице ("Ляля Ратушна" и Н.И.Пирогов"), Тернопольском озере ("Герой Танцоров"), в Гродно ("Ольга Соломова") и др.

В тогдашнем Ленинграде выпускалась несколько изменённая версия «Москвичей» на аналогичном корпусе, отличавшаяся другой надстройкой с уменьшенным габаритом по высоте. Эти суда имели обозначение "Л" (например, Л-14) и известны как тип «Ленинградец», проект 564. В отличие от «Москвичей», «Ленинградцы» не имеют открытых палуб. У «Москвичей» выход на причал находится над машинным отделением, а у "Ленинградцев" машинное отделение сделали в виде небольшого отсека под рубкой рулевого и внутри входной площадки, а уровень этой площадки понижен до привального бруса.




«Москвич» в кинематографе

Будучи довольно распространённым типом судов, теплоходы этого типа неоднократно попадали в кадр при съёмке художественных фильмов.

"Свет далёкой звезды" — 1964 год
"Чучело" — 1983 год, теплоход М-270
"Ночной дозор" — 2004 год, теплоход М-43
"Московская сага" — 2004 год, теплоход М-33
"Ошибка резидента" — 1968 год, т/х «Дружба»
"Три тополя на Плющихе" — 1967 год, теплоходы М-250, М-184, М-182
"Леон Гаррос ищет друга" — 1960 год, неопознанный "Москвич" на Москва-реке
"Не послать ли нам гонца?" — 1998 год

Катастрофы.

6 октября 1968 года в Чебоксарах на Волге после столкновения с рефрижератором затонул теплоход М-176 Волжского объединенного пароходства. Погиб 51 человек, пострадали 10.

http://pascal-entering.ru/wiki/index.php/Москвич_(тип_речных_судов)
List of all types and projects  ·  All vessel's photos of this type

Subsections

○ Design 515
○ Design 544
○ Design М-21Т


Table of vessels of type

Order by: Date of Built  ·  Place of Built  ·  Year and Place of Built  ·  Modification  ·  Last Name  ·  First Name  ·  Editor's order

DesignYard NrBuiltWdwn.NameDatePort
544195xVereshchaginChardzhou
5442195xKhamza
≈ 1975
Chardzhou
L. BazhovХоджейли
-195ХG-5004Kherson
544195хGeroy A. ShevchenkoBelgorod-Dnestrovskiy
544195хGeroy I. EltsovBelgorod-Dnestrovskiy
544195хGeroy P. VerteletskiyBelgorod-Dnestrovskiy
54411195хM-39(Russian SFSR)
5444195хM-44(USSR)
5445195хM-45(USSR)
5448195хM-37(Russian SFSR)
5449195хM-38(Russian SFSR)
5441960late 1980sAlexandritKhabarovsk
544196011.2004Biryuza
09.1993
Khabarovsk
1992
-1960LastochkaVyborg
5443918.05.1960PT-29
07.2006
Колпашево
04.2002
Tomsk
≥ 1995
PT-141
≈ 1992
12.1975
Томск
PT-48
11.1973
Могочино
????
Кемерово
Асино
54423.05.1960Malakhit
≈ 2009
Khabarovsk
10.2002
09.1993
1992
5442431.05.1960Plamya
≈ 2014
Gomel
Polymya
09.2012
12.2009
04.2009
02.1994
04.1990
V. Mayakovskiy
5444030.06.1960Vodoley-1
≈ 2013
Barnaul
03.2003
11.1993
20.06.1988
Барнаул
PT-47
5444128.07.1960124
12.2000
Novosibirsk
≤ 1995
Grivna
05.1992
PT-50
10.1983
Кемерово
????
Novosibirsk
Асино
5441612.09.1960Ametist
03.2002
Khabarovsk
≈ 1999
09.1993
1992
≈ 1970
Blagoveschensk
5444217.09.1960Anchar-7
≤ 04.2016
Omsk
10.2000
Нижневартовск
5444217.09.1960PT-52
10.1987
Novosibirsk
????
Колпашево
54405.10.19602014Lazurit
01.2002
Khabarovsk
09.1993
1992
5444324.10.1960Iskra
≤ 1995
Barnaul
11.1988
Барнаул
PT-51
≈ 1988
Кемерово
5444431.12.1960Kapitan
2012
Novosibirsk
????
PT-33
09.1982
Колпашево
26.04.1973
PT-55
5441961ca. 1999Nefrit
09.1993
Khabarovsk
1992
Комсомольск-на-Амуре
Komsomolsk-na-Amure
5441961Oka
10.1977
Серпухов
11.1964
Smolensk
5441961late 1990sYashma
09.1993
Khabarovsk
1992
Комсомольск-на-Амуре
Komsomolsk-na-Amure
5441917.06.1961Opal
01.2002
Khabarovsk
09.1993
1992
5444527.06.1961Arsal
05.2001
Novosibirsk
Angel
≈ 1998
Barnaul
Shinnik
≈ 1992
09.1989
Барнаул
PT-56
5444625.09.1961Askold
06.2005
Novosibirsk
STP-8
09.2000
11.1993
Могочино
05.07.1990
PT-57
09.1987
10.1977
Томск
Кемерово
5441962BodryiMinsk
5441962Khotin
2001
Kiev
1992
(unknown port)
(USSR)
5441962PT-177
≈ 1975
Kherson
Radyanska VolinLutsk
544471962Zvezda
09.2018
Omsk
Tamara
≈ 2017
≈ 2014
Novosibirsk
05.2012
Barnaul
STP-2
04.2003
Колпашево
11.1993
26.04.1973
PT-58
5444822.06.19622003STP-5
11.1993
Каргасок
20.03.1987
PT-59
10.1984
Novosibirsk
5444921.07.19622006Ametist
07.1995
Tomsk
12.1981
Томск
PT-60
????
Колпашево
5445016.08.1962Aley
≤ 06.1992
Barnaul
PT-61
01.1992
Барнаул
5445122.09.1962Magistr
≤ 2019
Samus
Patrulnyy-4
03.2012
Tomsk
05.2004
Patrulnyi-4
≈ 1997
Samus
01.1993
Samus
01.1992
20.06.1980
Самусь
PT-62
09.1978
06.1978
Томск
????
Кемерово
Могочино
544301963Yan Amor Tarnovskiy
2024
Kiev
Geroy Tantsorov
04.2005
05.2000
Zaleshchiki(unknown port)
5445201.01.196309.2021PT-63
≈ 2013
Barnaul
02.2011
03.2003
11.1993
Барнаул
5445311.06.1963PT-226
02.2001
Novosibirsk
≈ 1996
SPK-548
≤ 1995
Парабель
1992
Novosibirsk
06.1989
PT-64
≈ 1988
Кемерово
02.1983
Усть-Чарышская пристань
????
Novosibirsk
Каргасок
5445415.07.1963Medved
≤ 2009
Barnaul
04.2002
05.2000
≥ 1996
PT-65
05.1993
Novosibirsk
01.1992
5445512.08.1963Kalipso-1
≤ 2019
Barnaul
≈ 08.2015
PT-66
≈ 2013
03.2003
11.1993
01.1992
09.1987
Барнаул
01.1971
Novosibirsk
5445630.09.1963PT-67
≤ 1995
Novosibirsk
06.1983
01.1978
Каргасок
10.1977
Томск
01.1971
Каргасок
03.1964
Томск
5445729.10.1963PT-68
≈ 2013
Barnaul
08.2002
11.1993
Беляй
10.1987
Томск
5445827.05.1964Yashma
04.2012
Omsk
03.2008
Нижневартовск
05.2003
08.1998
STP-7
11.1993
Александрово
07.1989
PT-69
09.1987
10.1975
Томск
Каргасок
5445911.06.1964KOF-1
≈ 2007
Тюмень
10.2000
02.1994
Novosibirsk
PT-70
05.1993
01.1992
5446028.06.1964Lazurnyy
12.01.2022
Novosibirsk
06.2014
18.06.2013
Lazurnyi
19.09.2008
084
06.2003
1993
07.1985
PT-71
5441965M. Pirogov
05.05.2006
Kiev
N. Pirogov
04.2000
1992
(Ukraine)
1990
(Ukrainian SSR)
1988

List of all types and projects  ·  All vessel's photos of this type
Report a mistake in type's/project's description or name


Your comment

Please do not discuss political topics or you will be banned for 1 month!
You need to log in to write comments.